2011 » 09

Часть теплоходов и туроператоров могут уйти с рынка речных круизов в 2012 г - эксперты
28 сентября 2011 года

Спад спроса на речные круизы после трагедии с "Булгарией" привел к переделу круизного рынка - в 2012 году часть теплоходов и туроператоров могут прекратить работу, считают руководители круизных компаний, принявшие участие в круглом столе, организованном .

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане. По данным Следственного комитета России, на судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись 79. Ространснадзор назвал основными причинами катастрофы невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований безопасности, а также низкую квалификацию и недисциплинированность экипажа. Непосредственной причиной затопления явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отметила, что на фоне катастрофы теплохода "Булгария" речные туры выглядели как один из самых опасных видов отдыха, что способствовало серьезному спаду спроса. В то же время, по словам руководителей компаний-организаторов речных круизов, после двух-, трехкратного спада продаж в июле-августе в сентябре спрос на круизы следующего сезона примерно соответствует уровню сентября 2010 года.

ИСПОРЧЕННЫЙ ИМИДЖ

"Мы начали продажи круизов на 2012 год уже в августе. Рост продаж по сравнению с 2010 годом составляет 10%. Но наши клиенты - люди, которые постоянно путешествуют по рекам, они знают, что это безопасный отдых и не мыслят себе другого. Что касается продаж круизов после Нового года, коротких круизов, которые обычно бронируют "новые" клиенты" - здесь у нас большие опасения, посмотрим, какая будет ситуация", - заявил председатель совета директоров компании "Инфофлот" Александр Соснин

По его словам, у многих круизных компаний в 2011 году теплоходы заканчивают сезон раньше, чем обычно, из-за низкого спроса.

Генеральный директор компании "Самарские путешествия" Дмитрий Воропаев согласился с коллегой в том, что круизы на следующий год продаются, но покупают их постоянные клиенты, новые не приходят.

"После 18 июля резко пошел спад продаж, и был очень низкий процент новых клиентов. Рейсы выходного дня были загружены на 60-70%, что необычно для этих круизов. Мы оптимизировали программы, отправив один теплоход пораньше в затон и продлив навигацию другому", - рассказал Воропаев.

По словам директора по внутреннему туризму компании "Водоходъ" Андрея Смолина, реальный уровень продаж на сезон 2012 года можно будет определить только после мартовской туристической выставки MITT в Москве.

"Мы начали продажи на сезон 2012 года еще весной 2011, так как часть наших пассажиров - иностранцы, которые покупают круизы заранее. Их на наших рейсах примерно 35-40 тысяч в год. Отмечу, что на зарубежных рынках никакого спада спроса на круизы по Росси после "Булгарии" и ни одной аннуляции не было, хотя новость о трагедии обошла все мировые СМИ", - рассказал Смолин.

Он добавил, что сейчас уровень продаж соответствует прошлому году, но это постоянные клиенты.

"Они воспринимают приобретение путевок заранее как некое вложение денег. Кроме того, покупать круизы заранее выгодно, так как все компании до Нового года дают скидки до 10-15% за предварительное бронирование круизов", - отметил Смолин.

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ НАДЕЖЕН

"Булгария" утонула, и еще до определения причин катастрофы звучали мнения, что в трагедии виновато техническое состояние судна, был арестован сотрудник Речного регистра, выпустивший теплоход в плавание. Потом выяснилось, что причинами аварии были выход в море в неходовую погоду и ошибка экипажа. У нас очень хорошие надежные суда, которые иногда превышают по уровню сервиса, комфорту зарубежные аналоги. Мы не виноваты, что одна компания наняла непонятно какой экипаж, который не закрыл иллюминаторы. Так можно утопить любое, даже новейшее судно. Поэтому мы предлагаем исправлять имидж отрасли, а также создать государственную программу кредитования строительства новых теплоходов", - рассказал Соснин.

По мнению представителей круизных компаний, организованные Минтрансом после трагедии "Булгарии" проверки скорее снизили, чем повысили безопасность круизов.

"Роспотребнадзор обязали чуть ли не раз в неделю проверять суда. Воду, продукты, условия хранения. На теплоходе и так четко расписано, что где должно храниться. В течение трех недель, пока шли проверки, капитаны не спали. Безопасность от этого только упала. На каждом судне нашли какие-то замечания, но они не имели отношения к безопасности круизов. У нас на одном судне нашли ошибки в оформлении технического журнала и обнаружили треснувший плафон в машинном отделении. Дошло до штрафов, нас обязали писать приказы со строгими выговорами капитану, старпому. Мы не боимся проверок, но их не так надо делать", - заявил Соснин.

Смолин отметил, что теплоходы компании "Водоходъ" проходили "жесточайшие проверки и до трагедии с "Булгарией".

"Ни одна компаний крупная не выпустит неисправный теплоход в рейс. Экипаж теплохода постоянен и полностью формируется два-три года. На судах, которые работают по 10-15 и больше лет, уже сформированы экипажи очень профессиональные. Несмотря на жесткие проверки, в целом речной флот подтвердил, что он надежен и безопасен. Никаких серьезных нарушений найдено не было", - подчеркнул Воропаев.

ПЕРЕДЕЛ РЫНКА

По общему мнению представителей круизного рынка, из-за низкой нормы прибыли круизных компаний нынешние колебания могут привести к плохим последствиям.

"Сейчас идет передел круизного рынка. На следующий год какие-то суда могут не выйти из затонов, перейти в другие руки. Ключевые компании, которые на слуху, останутся при своих. Но с рынка могут уйти небольшие компании, которые этого потрясения не выдержат", - отметил Соснин

Воропаев добавил, что речные круизы организуют не более 20 компаний по всей России.

"В приволжском регионе мы видим снижение количества судов, заявленных на навигацию следующего года, так как у их владельцев нет денег на их содержание. После трагедии с "Булгарией" мы много слышали о том, что "круизники - хапуги", но никто не говорит о том, сколько стоит содержание теплохода: для трехпалубного теплохода - от 300 тысяч рублей в день до 700-800 тысяч", - сказал он.

Соснин добавил, что укрупнение круизных туроператоров, которое предлагалось после трагедии, вряд ли повлияет на безопасность круизов.

"Количество теплоходов, которыми владеет компания, не влияет на безопасность ее круизов. Есть надежные компании даже с одним теплоходом. В то же время, крупные круизные операторы, которые работают с трех- и четырехпалубными теплоходами, часто не хотят брать двухпалубные. Поэтому укрупнение компаний может привести к уходу с рынка небольших теплоходов", - отметил он.

СТРАДАЮТ МАЛЫЕ ГОРОДА

Эксперты оценили общий объем российского рынка речных круизов в 400-500 тысяч человек. Из которых около 100 тысяч - иностранцы. По их мнению, сокращение рынка приведет к тяжелым экономическим последствиям для городов, принимающих речные суда.

"При падении объемов перевозок туристов страдает туристическая инфраструктура малых городов на реках, а также порты, которые не досчитываются судозаходов. Если туризм как-то выживет за счет других туристов, то причалы просто могут начать закрываться. Мы видим в Рыбинске, что у местных портовых властей не было денег содержать причал в нормальном состоянии, и его закрыли распоряжением Речного регистра. На следующий год мы заходов туда не планируем. Очень жаль, потому что сейчас развитие многих малых городов на реках идет именно за счет заходов туда речных судов", - отметил руководитель "Инфофлота".

Воропаев добавил, что сокращение числа доступных причалов сужает возможности развития новых маршрутов.

"В некоторые города двухпалубный теплоход еще зайдет, а трехпалубный уже нет. А у властей нет денег, чтобы углубить русло. Например, в Йошкар-Оле причал закрыт, остался только Козьмодемьянск. Мы бы хотели туристам что-то новое показать, зайти в новые города, но не можем. Попытались зайти в городок Юрино в Марий Эл, но пришлось брать малый флот, потому что там нет причала. Таких примеров очень много и не только на Волге. На Каме теплоходы уже не могут зайти в часть населенных пунктов. Около 50% причалов находятся в аварийном состоянии, где-то что-то подмыто, где-то не ремонтируется. Даже причал такого крупного города как Пермь находится не в лучшем состоянии", - рассказал он.

Для компании "Водоходъ" эта проблема стоит еще более остро.

"Наши четырехпалубные суда наиболее комфортабельные как раз не могут прийти в маленькие города, и мы вынуждены из года в год одни и те же маршруты повторять, разнообразить их не можем, несмотря на то, что клиенты с подобным просьбами обращаются", - рассказал Смолин.

ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ

Представители круизных компаний добавили, что в следующем году, несмотря на падение спроса, туристам не стоит ожидать снижения цен на круизы. Напротив, они вырастут из-за общей инфляции.

"Нам выгоднее не выводить теплоход из затона, чем продавать круизы со скидкой. Рентабельность круизных туров составляет не более 5-10%, поэтому снижать цены никто не будет. В 2012 году речные круизы подорожают на 10% и выше за счет роста цен на топливо, питание и другие статьи расходов", - отметил Соснин.

Тюрина призвала круизные компании объединиться и вместе работать над восстановлением спроса на речные круизы.