Серебренников сделал из "Золотого петушка" в Большом политическую сатиру и любовную драму
14 июня 2011 года
Кирилл Серебренников, прославившийся театральными постановками на злободневные темы, сделал для Большого театра взрослого и многопланового "Золотого петушка", премьера которого состоится 19 июня, сообщил журналистам во вторник гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов.
Опера "Золотой петушок", написанная Римским-Корсаковым после революции 1905 года, изначально была чрезвычайно актуальным произведением - цензура восприняла ее как неприкрытую сатиру на самодержавие, и премьера, ради которой всех персонажей пришлось "понизить в должностях," состоялась лишь через год после смерти композитора, в 1909-м, причем вначале - в частной опере Зимина, и лишь затем - в Большом театре. Впоследствии спектакль возникал в программе ГАБТа еще пять раз, однако, по словам Серебренникова, его ошибочно воспринимали как "детский утренник".
"Римский-Корсаков писал взрослую оперу, в которой заявлено много разных смыслов - тут есть и политическая сатира, и тема любви. А для меня самое главное было - добиться того эффекта, который заложен самим автором", - заявил Серебренников.
Режиссер, давно интересовавшийся темой власти и ее воздействия на человеческую личность, объясняет, что его интересовала прежде всего внутренняя жизнь Додона, история его последней любви, история того, "как власть влияет на человека и что с ним происходит при встрече с чудом".
"У нас два состава, два Додона и два совершенно разных типа правителей", - подчеркнул он. Главную партию исполняют поочередно Владимир Маторин и артист из Польши Александр Телига.
Свою историю Серебренников поместил не в условные, сказочные декорации, как было принято раньше, а в чрезвычайно конкретные и узнаваемые. Он не только ставил спектакль, но и, вместе с художником Галей Солодовниковой, участвовал в создании костюмов и декораций.
Гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов отметил, что театр "рад встрече с талантливым режиссером, чутко чувствующим веяния времени и претворяющим их в своем творчестве" и "надеется на дальнейшее сотрудничество".
Для дирижера Василия Синайского "Золотой петушок" также стал дебютом - это его первый спектакль в ранге музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра.
Он признался, что начал готовиться к постановке еще до своего назначения на этот пост, и в частности - посмотрел все доступные фильмы и спектакли Серебренникова. Режиссер в это время слушал записи музыкальных произведений, исполненных под руководством Синайского.
"Так мы двигались навстречу друг другу - и во многом совпали в отношении оперы Римского-Корсакова, которая позволяет создать спектакль для зрителей разного уровня - и для тех, кто хочет зрелищности, и для любителей музыки, и для тех, кто буедт сидеть, размышлять и угадывать подтексты", - сказал музыкальный руководитель ГАБТа. Серебренников, в свою очередь, особо отметил "полную гармонию и взаимопонимание", отличавшие работу над постановкой.
"Это сильное, единое музыкальное действо, которое будет держать интерес зрителя в течение трех часов", - заключил дирижер.
Премьерная серия представлений пройдет с 19 по 23 июня. Партию Шемаханской царицы будут испольнять артистка Молодежной оперной программы Венера Гимадиева и молодая польская певица Александра Кубас, Звездочета - американский тенор Джефф Мартин и солист "Геликон-оперы" Михаил Серышев, Воеводы Полкана - Валерий Гильманов и Николай Казанский, Ключницы Амелфы - Ирина Долженко и Татьяна Ерастова. За дирижерским пультом Василия Синайского будет сменять дирижер Большого театра Михаил Грановский.