Медведев прибыл в Мытищи, где проведет совещание по проблемам инженерно-технических кадров
23 марта 2011 года
Президент России Дмитрий Медведев прибыл на Мытищинский завод "Метровагонмаш", производящий вагоны для метро и поездов, а также гусеничные машины для зенитно-ракетных комплексов "Тор" и "Бук", где намерен провести совещание, посвященное обеспечению промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами.
Глава государства буквально на прошлой неделе проводил встречу с инженерами, металлургами и энергетиками в ходе рабочей поездки в Хакасию. Беседа была посвящена совершенствованию технического образования, а также роли государства и бизнеса в этом процессе.
Предприятие "Метровагонмаш", основанное в 1897 году, является одним из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения, и специализируется на разработке, проектировании и изготовлении подвижного состава для метрополитенов и железных дорог. На заводе были изготовлены первые в стране автомотрисы, электрички и вагоны для метро.
В настоящее время предприятия являются ведущим производителем современных вагонов для метрополитенов крупных городов России (Москва, Казань), стран СНГ и ряда европейских государств. В 16 городах одиннадцати стран мира эксплуатируется более 6 тысяч вагонов, выпущенных предприятием. В 2010 году был представлен метропоезд нового поколения, который по своим техническим и потребительским характеристикам не уступает продукции ведущих мировых производителей. В данный момент состав проходит цикл испытаний в столичном метрополитене.
Кроме того, "Метровагонмаш" производит рельсовые автобусы и дизель-поезда, предназначенные для работы на пригородных и межобластных неэлектрифицированных маршрутах. Дизель-поезда и рельсовые автобусы успешно эксплуатируются как в России, так и на Украине, в Литве, Венгрии и Чехии. В феврале 2010 года завод выиграл тендер на поставку 10 рельсовых автобусов в двухвагонном исполнении в Сербию.
"Метровагонмаш" в 2010 году произвел 188 вагонов метро, 39 вагонов рельсовых автобусов и отремонтировал 110 вагонов метро. Инвестпрограмма на 2011 год составляет 1,1 миллиард рублей, тогда как в 2010 году эта сумма составляла 0,7 миллиарда рублей.
Помимо гусеничных машин для зенитно-ракетных комплексов, предприятие выпускает гусеничные машины, которые используются в составе унифицированного батарейного командного пункта "Ранжир" и в радиолокационном комплексе разведки позиции ракет и артиллергии "Зоопарк-1М", зенитного ракетно-пушечного комплекса "Тунгуска" и тягачи.
Предприятие "Метровагонмаш" входит в состав ЗАО "Трансмашхолдинг".
Глава государства неоднократно заявлял о нехватке в стране инженеров и избытке экономистов и юристов. В последний раз эта проблема поднималась Медведевым 11 марта на встрече с инженерами завода "РУСАЛ Саяногорск" и Саяно-Шушенской ГЭС.
Без квалифицированных инженеров "у нашей страны нет будущего, страна не может развиваться только за счёт притока юристов и экономистов, при всем моем глубочайшем уважении к своим коллегам по юридическому или экономическому цеху", заявил Медведев.
По его словам, "все креативные решения, вся модернизация будет делаться только инженерами, представителями инженерных наук, точных наук, естественных наук".
Президент подчеркнул, что пути решения проблемы - это улучшение и оптимизация инженерного образования, второе - позиция работодателей в плане оплаты труда инженеров, "а третье - это позиция государства: что государство могло бы сделать для укрепления престижа инженерной профессии".
По словам Медведева, в настоящее время "75% родителей не считают правильным давать своим детям инженерное образование", при этом в советское время престиж этой профессии был высок.
Падение престижа инженерной профессии было связано с общей деградацией системы образования и, конечно, с падением заработков инженеров, которые произошли повсеместно после распада Советского Союза, сказал он.
Сейчас, отметил президент, "существуют очень разноречивые тренды: где-то нормальная зарплата - и есть возможность для того, чтобы молодой инженер, получивший хорошее образование, мог создать семью, мог зарабатывать деньги, естественно - получить жилье, а где-то ситуация очень сложная, и люди, получающие приличное образование, не могут найти работу или достаточно быстро переквалифицируются из инженеров в представителей других профессий".