Фарс-мажор
19 сентября 2006 года

В интервью Минтимера Шаймиева журналу "Мобильные новости - Поволжье", перепечатанном 7 июля газетой "Республика Татарстан", я наткнулся на следующее заявление президента: "Вопросом компьютеризации школ в Татарстане мы начали серьезно заниматься еще в 2001 году, когда были приняты целевые программы "Дети России" и "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы"... Только в 2001 году по этим программам в школы было закуплено 9 тысяч компьютеров. На эти цели было потрачено более полумиллиарда рублей (в обоих случаях курсив мой. - А.П.), причем 80 процентов - средства республиканского бюджета".

Не знаю, какие цели преследовал президент Республики Татарстан, утверждая такое в интервью, только признался он в нем читателям собственной республики и Приволжского федерального округа, что каждый школьный компьютер из девяти тысяч закупленных обошелся налогоплательщику в 60 тысяч рублей. Скорее всего он просто не представляет себе, сколько в действительности может стоить в магазине школьный компьютер. Откроем ему глаза: школьный компьютер в магазине компьютеров на улице Карла Маркса в Казани стоит 15990 рублей. Самый дорогой - 28990. Во всех других магазинах цены примерно такие же. Кроме того, в подарок покупателю каждого компьютера магазин выдает компьютерный стол или принтер - на выбор. Нелишне также отметить, что пять лет назад цены были заметно ниже - инфляция, к тому же тогда не было нынешних плоских мониторов.

Так вот, если бы местная власть закупала для местных школ в магазинах не школьные, а самые дорогие компьютеры даже по цене розницы, что было бы расточительно и, само собой, преступно, затраты составили бы 260 910 000 рублей!

Где еще 289 090 000 рублей, или 10 миллионов долларов, в ценах 5-летней давности?

Вот этот вопрос в форме соответствующего заявления я и направил в прокуратуру республики. Однако прокуратура переадресовала мое заявление председателю местной Счетной палаты, от которого и порекомендовала ждать компетентного ответа.

Компетентный ответ за номером 11/464 и за подписью председателя Счетной палаты Алексея Демидова пришел через положенное по закону время. Из полутора листов ответа отношение к моему заявлению имеют лишь полтора абзаца. Вот они:

"...Счетной палатой было установлено, что первичные учетные документы, отражающие произведенную в 2000 году оплату 9000 компьютеров для школ республики, а также необходимые документы в обслуживающем банке, уничтожены согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете в Российской Федерации".

В этой связи не представляется возможным проверить использование средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан в 2000 году на закупку 9000 компьютеров для школ республики".

Прямо фарс-мажор какой-то! Хотя при чем здесь ФЗ "О бухгалтерском учете в РФ", если речь идет о "Финансировании федеральных целевых программ "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" и "Дети России".

Ну хорошо, правительственные чиновники уничтожили документы, из-за чего Счетная палата лишилась возможности "проверить использование средств". Я прошу: дайте посмотреть акт на уничтожение! А мне отвечают: и этого сделать не можем. Вот официальный ответ за номером 307-ф: "Министерство образования и науки сообщает Вам о том, что согласно акту № 1 от 1 ноября 2005 года были списаны бухгалтерские документы за 2000 год, в том числе мемориальный ордер № 2 с января по декабрь 2000 года. На данный момент акты на списание утеряны. Начальник отдела учета и отчетности М.А. Давлетшина".

Заметьте, Федеральная программа еще действовала (она закончилась 1 января 2006 года), а документы на ее финансирование уже списаны и акт на списание утерян. Ловко! Какими там словами клеймил, клеймит и еще будет клеймить коррупцию президент Татарстана?

Александр ПОСТНОВ, член IRE (Investigative Reporters and Editors), "Вечерняя Казань"