2012 » 08

СМР призывает к взвешенному подходу в отношении учившихся за рубежом религиозных деятелей
25 августа 2012 года

Религиозные деятели, окончившие квалифицированные иностранные вузы, могут и должны работать в российских исламских вузах и мусульманских приходах - опасность распространения экстремистских идей исходит от "псевдоученых-самоучек" и "наглых проповедников-самозванцев", говорится в распространенном в субботу заявлении Совета муфтиев России (СМР).

Председатель СМР муфтий Равиль Гайнутдин также считает, что тех, кто получил богословское образование за рубежом, а потом вернулся в Россию и хочет трудиться на благо российского общества, "нельзя считать врагами своего народа".

Проблема, связанная с распространением экстремистских идей из-за рубежа, в последнее время обсуждалась в российских СМИ и экспертных кругах, в том числе, в связи с покушением 19 июля на руководителей татарстанского муфтията и принятием после этих событий поправок в законодательство республики.

Президент Татарстана Рустам Минниханов 6 августа подписал закон, вносящий поправки в республиканский закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Законопроект был принят госсоветом республики на внеочередном заседании парламента 3 августа и вносит изменения в работу духовных управлений Татарстана. В частности, для духовных лиц отныне предусмотрена необходимость наличия религиозного образования, полученного на территории РФ или других государств, дипломы которых признаны в установленном порядке.

Также учредителями местной религиозной организации в Татарстане отныне могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации (в действующей редакции не оговаривалось, гражданами какой страны они должны являться).

СМР: ИЗБЕЖАТЬ ВЗАИМНОГО НЕДОВЕРИЯ

Прошедший в субботу в Москве IV отчетно-выборный съезд (меджлис) Совета муфтиев России принял заявление по ситуации в стране и за рубежом.

"Мы считаем мало продуманными и деструктивными предложения ряда экспертов и религиозных деятелей о недопущении к работе в мусульманских приходах России всех выпускников иностранных вузов. Решение об их допуске к работе с верующими должно приниматься только на основе их аттестации и квалификационной апробации со стороны отечественных официальных религиозных структур", - говорится, в частности, в документе.

По мнению Совета муфтиев России, подобный подход позволит избежать роста "взаимной необоснованной подозрительности и недоверия" в российском обществе, прежде всего среди молодежи.

"Проблема распространения экстремистских идей из-за рубежа исходит не от квалифицированных выпускников общепринятых исламских учебных заведений, а от широкой и по существу бесконтрольной пропаганды таких идей, в том числе через интернет, от лиц, прошедших самостоятельную подготовку в сомнительных учебных центрах, от сил, специально подготавливающих акции по дестабилизации ситуации в России, как, кстати, и во многих других странах", - говорится в заявлении.

Как отмечает СМР, становится все более очевидным, что главными причинами дестабилизации обстановки в регионах традиционного распространения ислама, включая и страны СНГ, являются "отнюдь не выпускники лучших исламских вузов мира, а псевдоученые-самоучки и наглые проповедники-самозванцы, не имеющие сколько-нибудь серьезного и заслуживающего доверия профессионального религиозного образования".

В России таких "деятелей" отличает "безудержное стремление к дезинтеграции веками складывавшегося общероссийского мусульманского пространства", а псевдорелигиозные структуры, которые они создают, преследуют только "сугубо корыстные интересы", предупреждают в Совете муфтиев.

МНЕНИЕ МУФТИЯ ГАЙНУТДИНА

Председатель СМР муфтий Равиль Гайнутдин, комментируя июльские трагические события в Татарстане, признал, что внутри мусульманской общины республики "есть серьезный конфликт, есть противоречия".

Муфтий Татарстана, председатель духовного управления мусульман республики Илдус Файзов днем 19 июля получил ранения, когда взорвалась бомба в его автомобиле. Другой высокопоставленный сотрудник ДУМ республики - начальник учебного отдела Валиулла Якупов утром того же дня был убит несколькими выстрелами в подъезде своего дома. Оба религиозных деятеля известны в республике как борцы с экстремизмом. По факту событий были возбуждены дела по статьям "убийство" и "покушение на убийство", которые объединены в одно производство. Кроме того, следствие дополнительно квалифицировало дело о покушении на муфтия как теракт. Преступления вызвали большой общественный резонанс как в республике, так и по всей России.

"Мы всегда говорили: нельзя вешать непродуманно ярлыки на мусульман. Нельзя тех, кто учился за рубежом, получил там богословское образование, вернулся в свою страну и с огромным желанием хочет служить исламу, считать врагами своего народа. Нельзя именно из-за того, что они учились за рубежом, отстранять от работы, увольнять, оставлять без содержания семьи, детей. Если ты носишь духовный сан, если ты руководитель духовного управления, ты несешь огромную ответственность перед верующими, перед священнослужителями, которыми ты управляешь, и, конечно, перед обществом, перед государством", - сказал Гайнутдин в интервью, которое опубликовано на сайте СМР.

По мнению муфтия, "конфликт назревал, и ошибка руководства Духовного управления Татарстана в том, что произошло, есть".

"Это очевидно. Но это не дает никому права поднимать руку на священнослужителя. Я категорически осуждаю тех, кто поднимает руку, кто проливает кровь и убивает", - отметил Гайнутдин, добавив, что на следующих выборах люди, если им не нравится нынешний руководитель, просто могут себе выбрать другого, более достойного, по их мнению.