: Выбор религиозных предметов в школе осложняют стереотипы
31 августа 2012 года

В российских школах из-за стереотипов продолжают возникать сложности с выбором родителями учащихся "Основ православной культуры" (ОПК) и других конфессиональных предметов, сообщил в интервью в преддверии нового учебного года заведующий сектором ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов.

В рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" с 1 сентября в абсолютном большинстве российских школ в 4 классе один час в неделю по выбору семьи школьника ему будет преподаваться один из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики".

"Сейчас в масштабе всей страны повторяется ситуация 2009 года. Тогда также был свободный выбор во многих местах, и соответствующие результаты. Но были и нарушения свободы выбора. Например, в Пензенской области, где никто, даже дети священников, не смогли выбрать изучение православной культуры. Теперь там ситуация в целом нормальная. Но сейчас подобные сложности с выбором конфессиональных модулей возникают, например, в Татарстане, Башкирии, некоторых других регионах и муниципальных образованиях", - сказал Демидов.

По его словам, в этом отношении показательна разница в 6 раз (9% и 57%) в выборе ОПК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, поскольку этноконфессиональный состав населения этих регионов примерно одинаковый.

Собеседник агентства отметил, что в некоторых школах и регионах религиозные культуры изучаться не будут (будут изучаться только "неконфессиональные модули") вследствие того, что "там не было реального свободного выбора у родителей".

"Печально известный ленинский декрет об отделении школы от Церкви давно отменен, но его инерция преодолевается с трудом... Пути решения проблем - в постепенном, терпеливом преодолении стереотипов в отношении к Церкви, религиозному образованию и воспитанию в светской школе. Эти стереотипы уже давно не имеют оснований в законодательстве, но еще продолжают удерживать крепкие позиции в сфере образования и науки", - пояснил Демидов.

Выборы предмета по религиозной культуре, отметил он, стали "неожиданным тестом, проверкой на взаимное уважение для многих наших сограждан, особенно облеченных властью", и "могут служить объективным показателем реального народовластия, демократии на разных территориях в стране".

Эксперт привел данные Минобрнауки России, полученные в мае этого года, когда, по его словам, "в большинстве школ и регионов выборы уже состоялись": 32% - ОПК, 42% - этика, 21% - религиоведение, 4,25% - исламская культура, 0,6% - культура буддизма и 0,05% - культура иудаизма.

"Данные еще меняются, но в целом по России изучать православную культуру в этом учебном году будет примерно треть четвероклассников... Реальные показатели, когда повсеместно будет обеспечена свобода выбора, должны примерно соотноситься с национально-религиозным самоопределением граждан по социологическим опросам. А это примерно 50-60% православных и 25-30% нерелигиозных, остальные - последователи других религий", - сказал Демидов.

По его словам, ответить на вопрос социолога, что ты православный, легче, чем пойти к директору школы и настоять на своем праве изучения родной культуры. "Хотя многие родители даже и не знали об этом праве. Это экзамен на гражданскую зрелость", - заключил Демидов.

Полный текст интервью с ведущим специалистом по преподаванию основ религиозных культур Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Германом Демидовым - на сайте .
« Назад