2012 » 05

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ - Рашид Нургалиев: из полиции в Совбез
22 мая 2012 года

Рашид Нургалиев, около восьми лет возглавлявший, пожалуй, одно из самых критикуемых ведомств - министерство внутренних дел, во вторник назначен заместителем секретаря Совета безопасности (СБ) РФ.

За годы работы на посту главы МВД Нургалиеву не раз приходилось оправдываться и извиняться перед россиянами за поступки нерадивых сотрудников, выслушивать строгую критику в свой адрес и по поручению президента РФ приступить к крупномасштабной реформе министерства, чтобы избавиться от "оборотней в погонах" и "не чистых на руку".

Реформирование ведомства теперь продолжит назначенный на пост министра бывший начальник московского главка МВД Владимир Колокольцев, а Нургалиев займется курированием вопросов национальной безопасности. Работать он будет под началом Николая Патрушева, переназначенного на должность секретаря Совбеза. На работу в СБ он пришел в 2008 году после ухода с поста директора ФСБ.

ПО ДОРОГЕ ИЗ СПЕЦСЛУЖБ

На работу в министерство Нургалиев перешел из спецслужб в 2002 году и сразу был назначен первым заместителем министра. Он курировал блок криминальной милиции, спустя год, после ухода Бориса Грызлова, начал исполнять обязанности министра, а еще через год возглавил ведомство.

Работу глава МВД начал с личного инспектирования подразделений органов внутренних дел по всей стране, и сделал это так, что его визиты стали неожиданными для местных руководителей. Так, примером служит случай, когда в одном из регионов министра не пустили в ОВД, потому что не узнали. Он лично проверял работу дежурных частей, книги учета преступлений, технику, чтобы потом учесть все это при реформировании.

БОРЬБА С ПЛОХОЙ РЕПУТАЦИЕЙ

В момент прихода Нургалиева репутация ведомства была подорвана рядом громких дел "оборотней в погонах", а затем на его голову "свалился" майор Денис Евсюков, расстрелявший граждан в московском супермаркете. Этот майор и стал "последней каплей", после которой руководство страны решилось на кардинальные преобразования в ведомстве.

И Рашид Гумарович начал масштабную реформу, которая продолжается до сих пор. В ее рамках "полиция" сменила "милицию", число сотрудников органов внутренних дел было сокращено на 20%, что позволило избавиться от нарушивших закон сотрудников или тех, кто просто работал "спустя рукава", а также от тех, кто имел в собственности острова и отели за пределами РФ (а такие были).

Перед созданной полицией была поставлена весьма амбициозная задача - повысить эффективность борьбы с преступностью и вернуть доверие граждан. Для ее решения разработан целый комплекс мер, предусматривающий, в частности, закупку новых технических средств для охраны общественного порядка, формирование при каждом подразделении разного уровня общественных советов, которые должны помочь полиции установить диалог с гражданами. Также принято решение ввести регулярные отчеты перед населением как руководителей, так и участковых, которым предписано активнее работать с жителями вверенных территорий.

При МВД был введен институт личного поручительства - за каждого кандидата теперь должны "поручиться" старшие товарищи. Также ставка в наведении порядка была сделана на личную ответственность руководителей за действия своих подчиненных. Наказывали жестко, таких примеров много.

Последний - отстранение от должности начальника петербургского главка МВД генерал-полковника полиции Михаила Суходольского, которые ранее занимал пост первого замминистра, но в рамках ротации был переведен на службу в Санкт-Петербург. После смерти избитого в ОВД подростка в северную столицу приехала министерская инспекция, и по итогам проверки Суходольского отправили в отставку. Свой пост покинул и глава МВД Татарстана Асгат Сафаров - причиной послужил вопиющий случай издевательства над задержанным в отделе полиции.

Министр призывал своих сотрудников не замалчивать неприятные факты, рассказывать о них открыто, чтобы сделать ведомство "прозрачным" для общества, и научиться признавать и обсуждать все имеющиеся проблемы.

МНЕНИЯ О ПОЛИЦИИ РАЗОШЛИСЬ

Поскольку ведомство стало более открытым, то и его работу можно было оценивать всесторонне и объективно. В прошедшем и нынешнем году страну захлестнули многочисленные акции оппозиции, и ряд экспертов остались довольны работой полицейских на мероприятиях.

В частности, такие общественные деятели, как председатель общественного совета ГУМВД по Москве Ольга Костина, председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин не раз говорили, что оставались довольными действиями полицейских на митингах. А, например, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Панфилова выразила мнение, что с каждым митингом "полицейские ведут себя все лучше и лучше, очень дружелюбно".

Соцопросы также свидетельствуют, что в целом россияне стали относиться к органам внутренних дел лучше. Так, по данным последнего опроса ВЦИОМ, более 60% граждан положительно относятся к работе органов внутренних дел, а почти 90% опрошенных считают, что полиции следует помогать.

В то же время в обществе продолжали критиковать руководителей ведомства и лично Нургалиева за "высокий уровень коррупции" и плохую работу в целом. Граждане смотрят на теперь уже полицейских с некоторой опаской и лишний раз подчеркивают, что реформа так и не помогла очистить ряды МВД от нерадивых сотрудников, о чем, по их мнению, свидетельствуют последние громкие ЧП в органах. Сам же Нургалиев, как бы снова оправдываясь, просил не судить о министерстве в целом по отдельно взятым сотрудникам.

Патриарх Московский всея Руси Кирилл даже как-то в защиту сотрудников отметил, что они ежедневно сталкиваются "с самыми болезненными, опасными проявлениями человеческих характеров", насилием, коррупцией, но сотрудники органов внутренних дел, по его словам, "не супермены в форме" и им нужна духовная и моральная поддержка.

А некоторые эксперты уже открыто заявили о провале реформы. Например, депутат Госдумы РФ Геннадий Гудков после отчета Нургалиева перед депутатами о проделанной работе открыто заявил, что на министре лично лежит "провал реформы" и фракция "Справедливая Россия" будет ставить вопрос об его отставке перед президентом.

Но при этом Гудков открыто озвучил свою личную симпатию к Нургалиеву как к человеку. "У нас лично к Вам нет претензий, мы знаем о вашей личности порядочности. Но мы прекрасно все знаем, что такой должности в правительстве для хорошего человека не придумано", - сказал тогда он.

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ

Министр не раз давал гражданам возможность увидеть в нем не просто руководителя ведомства, но и обычного россиянина.

Нургалиев не скрывает, что ведет здоровый образ жизни. Он убежденный вегетарианец, увлекается хоккеем, восточной гимнастикой и йогой. Секретами хорошей физической формы еще в 2009 году он поделился с курсантами учебных заведений министерства. Тогда министр продемонстрировал ряд упражнений, частично взятых из йоги, но с собственными наработками.

Для его теперь уже бывших подчиненных не было секретом, что он не любит курильщиков и практически не употребляет алкоголь, позволяя себе поднять бокал вина лишь на торжественных мероприятиях.

Говоря о нравственности, министр в первую очередь обращал внимание на сотрудников органов внутренних дел. Именно он заявил о том, что сотрудники полиции должны извиняться перед необоснованно задержанными. Министр также предложил ввести в ведомственных вузах курс "человеколюбия" для будущих сотрудников.

Рашид Гумарович не скрывает и своего педагогического прошлого. Он всегда с интересом изучал новшества в образовательной сфере на базах вузов МВД, а также нередко затрагивал с педагогической точки зрения и острые общественные проблемы. Так, он однажды посетовал на то, что молодежь перестала слушать романсы и танцевать вальсы, и выразил мнение о необходимости возродить отечественные кинематограф и мультипликацию.