2011 » 07

Спрос на речные круизы сократился на 15-20% после крушения "Булгарии" - туроператоры
21 июля 2011 года

Спрос на речные круизы в России сократился на 15-20% после крушения "Булгарии", показал опрос туроператоров, проведенный корреспондентом .

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. На судне находились 208 человек. По последним данным, погибли 114 человек, спасены 79. Пропавшими без вести числятся 15, однако ранее МВД по Татарстану объявило, что шесть из них живы - об их обнаружении сообщили родственники.

"Первые дни мы вообще не ощущали спада спроса, потом звонков стало меньше, сейчас мы видим, что ситуация улучшается. Если бы вы захотели куда-то поплыть завтра, мы вообще не могли бы вас отправить, так как на ближайшие круизы мест нет. Сейчас продаются круизы на август, на них спад спроса составляет по разным рейсам от 10% до 20%, несмотря на хорошую погоду", - рассказал генеральный директор круизной компании "Инфофлот" Александр Сахаров.

По словам исполнительного директора компании "Водоходъ" Андрея Смолина, в первые день-два после катастрофы клиенты звонили в три-четыре раза меньше, чем обычно.

"К концу недели количество звонков выросло, хотя значительная часть туристов просто уточняла, выйдут ли теплоходы в рейсы. Количеств новых заказов сократилось примерно на 15% по сравнению с предыдущей неделей. Сейчас у нашей компании спада продаж нет, хотя, по информации агентств, общее число заявок на круизы на рынке упало больше чем на 15%. Связано это может быть с тем, что у нашей компании более новые суда, и люди меньше боятся", - рассказал Смолин.

По отзывам туроператоров, проверки круизных судов, которые проводит сейчас Ространснадзор совместно с транспортной прокуратурой, затрудняют работу судовых команд и нередко нарушают расписание судов.

"У нас в управлении семь судов, и на них проводится по две-три проверки в день, так как комиссии поднимаются на борт теплоходов практически в каждом порту. У нас есть суда, которые уже по три-четыре проверки прошли. Не могу сказать, что это доставляет большие неудобства, у комиссий были единичные замечания. Вообще по всей России случаи серьезных задержек судов в результате проверок единичны", - рассказал Сахаров.

По его словам, пассажиры от деятельности комиссий не страдают, хотя из-за проверок суда нередко задерживаются.

"Проблема - скорее нервного характера. Когда в каждом порту судно проверяют, а капитан все время занят разговорами с проверяющими, экипаж не отдыхает. Нередко комиссии поднимаются на борт перед выходом рейса, сбивая расписание. С другой стороны, мы с пониманием относимся к этим мерам. Они нам даже на пользу. Люди видят, что проверки идут, но суда нормально ходят. Мы можем показать туристам акты проверок. Если раньше туристы спрашивали в лучшем случае, входим ли мы в реестр туроператоров, то сейчас вопросы возникают постоянно при покупке круизов: были ли проверки, прошли ли их суда, есть ли свидетельство на выход в рейс", - добавил директор "Инфофлота".

Генеральный директор ростовской компании "Вояж" Александр Макаров рассказал порталу Российского союза туриндустрии, что проверяющие, среди прочего, спрашивают пассажиров о том, проводился с ними инструктаж по технике безопасности или нет, просят рассказать, что те запомнили. По его словам, проверки сбивают график движения судов, некоторые теплоходы задерживают на сутки.

"Отставание потом приходится нагонять в пути, что увеличивает расход топлива и бьет по карману предпринимателей", - добавил Макаров.

Сахаров отметил, что представители рынка речных круизов сами с нетерпением ждут результатов расследования трагедии на Куйбышевском водохранилище.

"Мы общаемся с капитанами, которые ходили на судах того же 785-го проекта, что и "Булгария". Все они называют эту ситуацию абсолютно невероятной, никто не может понять, что случилось", - рассказал Сахаров.

По его словам, несмотря на спад спроса цены на круизы не упали.

"Надо понимать, что речные круизы - низкоприбыльный продукт. Очень низкие цены либо ведут к банкротству компании, либо означают, что она где-то недоплачивает, не вкладывает в судно и так далее. Мы - крупный продавец речных круизов, у нас 12 офисов продаж в пяти регионах, включая Татарстан. В своих офисах мы предлагаем практически все российские теплоходы, но круизы "Булгарии" не продавали из-за того, что они были слишком дешевыми", - рассказал руководитель "Инфофлота".

По его словам, круиз выходного дня на "Булгарии" стоил 1-1,5 тысячи рублей, тогда как подобный круиз на судах самого "Инфофлота" стоит 4-5 тысяч рублей.

"За 1,5 тысячи даже не накормишь людей нормально. Там и условия размещения были очень плохие. Если предлагать людям такие условия, они потом не вернутся в круизы, в то время как больше половины нашей клиентуры - возвратная", - подытожил Сахаров.

Ространснадзор после крушения теплохода "Булгария" совместно с транспортной прокуратурой проводит массовые проверки пассажирских судов. Провести до 15 июля сверку наличия у владельцев пассажирских судов договоров на навигационное обслуживание и лицензии на перевозку пассажиров распорядился ранее руководитель Росморречфлота Александр Давыденко.