2011 » 07

Российские почтальоны отмечают профессиональный праздник
10 июля 2011 года

Работники почтовой отрасли в воскресенье празднуют свой профессиональный праздник - День российской почты, который отмечается ежегодно с 1994 года во второе воскресенье июля.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЧТЫ

История российской почты, одной из старейших в Европе, насчитывает более тысячи лет. Русская почта зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X веках.

В начале XIII века на Руси была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений - "ямская гоньба", которая просуществовала до конца XVIII века. Она представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой.

Международная почтовая служба в России начала действовать с 1677 года.

В XIX веке Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы: в 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село. В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.

ПОЧТА СЕГОДНЯ

На сегодняшний день главным почтовым предприятием страны является ФГУП "Почта России", созданное в 2003 году на базе разрозненных управлений почтовой связи.

"Почта России" является монополистом на российском рынке почтовых услуг: по данным за 2010 год, ее доля в сегменте доставки письменной корреспонденции составляет 97%, посылок - 96%, в сегменте подписки на периодику - 69%, доставки пенсий - 52%.

"Почта России" включает 86 филиалов, около 42 тысяч объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории РФ. Ежегодно почтовые работники принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 миллиарда писем, 48 миллионов посылок и почти 113 миллионов единиц денежных переводов.

В 2009 году впервые за несколько лет "Почта России" вышла на безубыточность, получив чистую прибыль в размере 306 миллионов рублей. Уже в 2010 году этот показатель возрос до 480 миллионов рублей, а на 2011 год запланирован его 40%-ный рост. Этого удалось достичь, благодаря диверсификации бизнеса: сегодня "Почта", помимо традиционных почтовых услуг, занимается оказанием финансовых услуг, розничной торговлей т.д.

КУРС - НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

В то же время пользователи по-прежнему предъявляют претензии к качеству традиционных почтовых услуг, предоставляемых предприятием. В частности, "Почта" не всегда соблюдает сроки доставки корреспонденции, что вызывает много нареканий, в том числе со стороны регулирующих органов.

Для решения этой проблемы "Почта России" реализует масштабный проект по модернизации своей инфраструктуры, в которую в 2011-2014 годах планирует инвестировать 60,6 миллиарда рублей, основная их часть (81%) будет профинансирована за счет собственных средств предприятия.

В рамках этого проекта "Почта России" планирует создать сеть автоматизированных сортировочных центров (АСЦ), которые позволят свести к минимуму долю ручного труда в процессе обработки и сортировки почты, а в результате - сократить сроки доставки почтовых отправлений.

В 2009 году в подмосковном Подольске был запущен первый такой центр, ставший крупнейшим в Восточной Европе, через него проходит 25% всего почтового обмена страны. В июне 2011 года заработал второй АСЦ в Санкт-Петербурге.

В 2011-2012 годах ожидается запуск АСЦ в Новосибирске, Минеральных Водах, Ростове-на-Дону. В дальнейшем планируется ввести в эксплуатацию АСЦ в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Ярославле, Кирове, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Краснодаре, Хабаровске, а также в Приморском крае.

Помимо создания сети АСЦ, предприятие планирует провести реконструкцию отделений почтовой связи (на это будет направлено 12,2 миллиарда рублей за четыре года), модернизировать технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру (10,8 миллиарда рублей) и оборудование (14,3 миллиарда рублей).

Серьезно улучшить качество работы невозможно без внедрения современных инновационных технологий, поэтому еще одной важной и масштабной задачей "Почты России" на ближайшее будущее является реализация программы инновационного развития, включающей проекты по созданию единого комплекса транспортно-логистических систем на основе ГЛОНАСС/GPS, а также автоматизированной системы мониторинга прохождения почтовых отправлений с использованием радиометок, модернизации ИТ-инфраструктуры и др.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Как ожидается, изменения коснутся и организационной структуры "Почты России". В планах российского правительства - преобразование организационно-правовой формы "Почты России" из ФГУПа в открытое акционерное общество (ОАО) со 100%-ным госучастием. По оценке консалтинговой компании Boston Consulting Group, только за счет преобразования организационной структуры "Почта России" сможет экономить 4-6 миллиардов рублей в год.

Для акционирования "Почты" необходимо принять закон, проект которого профильное ведомство - Минкомсвязь - обещало подготовить до конца 2011 года. Как заявлял ранее гендиректор "Почты России" Александр Киселев, если закон будет принят в этом году, предприятие может быть акционировано в 2013 году.

Планы по запуску в 2010 году процесса акционирования "Почты России" были озвучены правительством еще в 2001 году, когда была принята концепция реструктуризации федеральной почтовой связи. В 2010 году этот вопрос получил актуальность и в связи с планами по созданию Почтового банка, участником которого станет и почтовое предприятие. "Почта", являясь ФГУПом, не может стать акционером банка, для этого она должна быть преобразована в ОАО.

"Планируемая реорганизация "Почты России" обеспечит условия для дальнейшего эффективного функционирования предприятия в условиях свободного рынка и высококонкурентной среды в интересах клиентов - граждан и организаций", - говорил ранее гендиректор предприятия.