Празднование Казанской иконы Божией Матери
21 июля 2011 года
День празднования Казанской иконы Божией Матери по православному календарю отмечается 21 июля.
Ниже приводится справочная информация.
Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году - 21 июля (8 июля по старому стилю) - в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Казанский образ Божией Матери был перенесен в Крестовоздвиженскую церковь Казанского Богородицкого женского монастыря, настоятельницей которого стала сама Матрона.
Чудотворениями прославились многие из списков с Казанской иконы. Среди них наиболее известным является образ, исторически связанный с Москвой. Этот список находился в рядах первого и второго ополчений, собранных для освобождения Москвы от поляков в конце Смутного времени (начало ХVII столетия).
По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию Пожарскому. Она стала главной святыней ополчения.
В марте 1612 года русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками.
В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.
По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что "предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена".
Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
Двадцать пятого октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся чудотворную Казанскую икону, священные хоругви и другие московские святыни. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.
В память избавления Москвы от поляков, по повелению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве особое празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.
Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, местные празднования - казанское 21 июля (8 июля по старому стилю) и московское 4 ноября (22 октября по старому стилю) - стали общероссийскими.
После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 году на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.
После пожара 1635 года вместо деревянного собора был построен каменный на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 году.
В 1930 году Казанский собор был закрыт, а в 1936 году - снесен.
После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.
В 1990-1993 годах Казанский собор в Москве был восстановлен. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери "Казанская".
Второй чтимый список иконы, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 году в честь этого образа в Петербурге был отстроен кафедральный Казанский собор.
История же явленного в 1579 году чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 года собор Богородицкого Казанского монастыря был ограблен; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли.
Начиная с ХVI века, множество списков Казанской иконы разошлось не только по всем уголкам России, но и других стран. Один из почитаемых списков Казанской иконы хранится в Дамаске (Сирия), а так называемый Римский или Ватиканский список признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь.
Ватиканский список с Казанской иконы Божией Матери датируется XVII веком. Он был вывезен из страны сразу после Октябрьской революции. В 1920-х годах икона оказалась в Лондоне, затем в разное время находилась в Польше, Гонконге, США, Португалии. В 1993 году в монастыре Фатимской Богоматери в Португалии реликвию подарили Папе Римскому.
В 2004 году этот образ из Ватикана был передан представителями Папы Римского предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II.
Двадцать первого июля 2005 года - на празднование 450-летия Казанской епархии, - список был привезен Святейшим Патриархом в Казань, где ныне хранится в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря.