2011 » 07

Подъем "Булгарии" затянулся, но она уже видна над водой
22 июля 2011 года

Операция по подъему со дна Куйбышевского водохранилища затонувшего теплохода "Булгария" в пятницу наконец-то перешла в решающую фазу - на поверхности воды сначала появилась носовая часть корабля, а к вечеру стали видны балки для крепления шлюпок и ходовой мостик. Работы осложняются тем, что специалистам теперь необходимо перераспределить нагрузку на краны, из-за чего процесс подъема судна приостановлен. Окончательная дата полного подъема теплохода со дна пока не называется.

В пятницу же стало известно о том, что против должностных лиц ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" (КРП) - собственника судна - возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями в связи с нарушениями сдачи "Булгарии" в аренду. А двум ранее арестованным фигурантам предъявлены обвинения.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. По уточненным данным СКР, на судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 114 человек, были спасены 79. Пропавшими без вести числятся восемь человек.

Обстоятельства катастрофы выясняются. Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной. Следствие считает техническую неисправность главной версией ЧП.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Подъем теплохода "Булгария", приостановленный вечером в пятницу, продолжится после распределения весовой нагрузки на краны, сообщил заместитель министра транспорта России, руководитель оперативного штаба по подъему судна Виктор Олерский.

Ранее в пятницу стало известно, что под "Булгарию" заводят еще одно "полотенце" (металлическую пластину) для распределения весовой нагрузки на краны.

"Подъем пока не идет. Мы решили, что пока не нужно, пока существует дополнительная нагрузка на носовой кран", - сказал Олерский.

Он добавил, что при отрыве от дна нагрузка на один кран составляла 206 тонн, а на второй - 350 тонн. После появления на поверхности рубки этот вес практически не изменился.

Собеседник агентства добавил, что при дальнейшем подъеме судна вес будет только увеличиваться за счет оставшейся в трюме воды - часть ее уйдет естественным способом.

Руководитель штаба также сообщил, что "Булгарию" смогут поставить на мель, и уже там будет проходить герметизация и откачка воды. Мель находится в 40-50 метрах от места, где находится теплоход.

Олерский подчеркнул, что все решения принимаются на основании расчетов, а "не на глаз".

В свою очередь, глава Татарстана Рустам Минниханов заявил журналистам, что главная задача, которая заключалась в том, чтобы оторвать судно с грунта, решена.

"Судно на плаву, некоторые уже видели рубку, но также некоторые отклонения есть, потому что никто не знал, сколько там окажется ила. Завершение подъема судна запланировано было еще вчера", - отметил он.

По словам министра транспорта России Игоря Левитина, после подъема судно будет оправлено в док, где будет осмотрено специалистами, которым, возможно, удастся выяснить причину крушения.

"Решение о подъеме, в первую очередь, связано с необходимостью проанализировать причину. От этого зависит судоходство на внутренних водных путях", - сказал министр после совещания по безопасности судоходства в Нижнем Новгороде.

По его словам, осмотр судна в доке позволит точно изучить состояние иллюминаторов и корпуса судна.

Левитин добавил, что сейчас в России средний возраст пассажирских судов составляет 25-30 лет.

ПОИСКИ ПОГИБШИХ

МЧС России продолжает поиск тел погибших при крушении теплохода. Как сообщили в пятницу в оперативном штабе МЧС, ведомство не сужает зону поиска - обследуются акватории Куйбышевского водохранилища, береговая линия и рыболовецкие сети.

"Для поиска погибших на акватории Куйбышевского водохранилища, островах береговой линии привлечены 219 человек, 26 плавсредств, в том числе 12 единиц техники. В ходе патрулирования также проводятся проверки незаконно поставленных рыболовецких сетей на наличие в них тел погибших", - сказал собеседник агентства.

По его словам, со стороны Ульяновской области также запланировано патрулирование береговой линии по маршруту Старая Майна - Полянки - Долиновка с периодичностью каждые три часа.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЙ

В пятницу следователи предъявили обвинение главе компании-субарендатора затонувшего теплохода "Булгария" Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.

Ранее Вахитовский районный суд арестовал Инякину и Ивашова на один месяц и 29 суток. Они подозреваются в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.

"Следствием предъявлены обвинения... в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). По ходатайству следствия судом в отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу", - сказал Маркин.

Данная статья предусматривает до десяти лет лишения свободы.

В пятницу же Верховный суд Татарстана, рассмотрев кассационные жалобы адвокатов Ивашова, оставил постановление о его аресте без изменений. Ранее, 19 июля, этот же суд отказал в отмене постановления об аресте защите Инякиной.

При этом речники Камы вступились за Ивашова, опровергая подозрения в коррумпированности экспертов регистра.

"На момент осмотра (Яковом) Ивашовым судно было технически исправным, что администрацией судна..., собственником и арендатором не опровергалось, претензий и замечаний предъявлено не было. Ивашов является кадровым работником речного флота России, ранее работал в должности электромеханика на судах. В регистре работает более 20 лет и как специалист высокого уровня не мог произвести осмотр судна необъективно, тем более в корыстных целях", - говорится в обращении.

Кроме того, коллеги эксперта просят следствие проанализировать катастрофу с точки зрения фактического состояния всей отрасли, в которой "не только не обновлялся физически и морально устаревший флот, но и отсутствует какая-либо приемлемая ремонтная база для поддержания флота в пригодном состоянии".

ОБВИНЯЕМЫХ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ

По сообщению газеты "Коммерсант", следственные органы пермского линейного управления дел на транспорте возбудили уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями должностными лицами ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" (КРП) в связи с нарушениями сдачи в аренду ООО "Бриз" судна "Булгария".

Издание сообщило, что члены совета директоров КРП, представляющие интересы государства, не были уведомлены о грядущей сделке. Заявление с просьбой провести по данному факту проверку в начале прошлой недели поступило в пермскую транспортную прокуратуру от миноритария КРП - территориального управления Росимущества в Пермском крае.

Согласно отчетности КРП за первый квартал текущего года, в аренду ООО "Бриз" были сданы теплоходы "Х. Разумовский", "Ф.И. Панферов", "А. Фадеев" и "П. Бажов", "Ф. Жолио-Кюри" с годовой суммой аренды по каждому судну 3,125 миллиона рублей. Договор аренды "Булгарии" был заключен в апреле текущего года.

По данным силовиков, позже в отчетности пароходства судно так и не фигурировало. В силовых ведомствах отмечают, что через несколько дней после катастрофы 10 июля решение совета директоров, одобряющее сдачу "Булгарии" в аренду ООО "Бриз" (ООО сдало его в субаренду казанскому "Аргоречтуру"), якобы было подписано задним числом.

"Любопытно, что гендиректором КРП и ООО "Бриз" является одно и то же лицо - Валерий Незнакин", - пишет "Коммерсант".

Кроме того, в заявлении территориального управления Росимущества говорится о том, что от договоров аренды теплоходов государство никаких дивидендов не получило, соответственно, его бюджету был причинен ущерб, отмечает издание.

Как говорят правоохранители, уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в КРП может стать далеко не единственным. По их словам, проверить финансовую деятельность компании поручено сотрудникам управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУ МВД по Пермскому краю. Также оперативники проверят деятельность ООО "Бриз" и ряда других аффилированных с КРП компаний. В силовых ведомствах изданию сообщили, что в нескольких банках уже прошли выемки документов, касающихся этих юридических лиц. Однако в КРП от комментариев воздержались.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Первое заседание рабочей группы Общественной палаты РФ по расследованию причин крушения теплохода "Булгария" планируется провести в понедельник, 25 июля, сообщил глава комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

"Общественное расследование причин крушения "Булгарии" проведет рабочая группа, созданная на базе комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы, Общественного совета Минтранса РФ и ряда других экспертов. Первое заседание рабочей группы планируется провести в понедельник, 25 июля. Мы будем решать вопрос по составу группы, экспертам, чтобы уже приступить к работе", - сказал Кучерена.

Ранее он сообщил, что комиссия проведет свое расследование, чтобы выяснить причины крушения "Булгарии". Глава комиссии назвал гибель теплохода "ужасной трагедией", виновные в которой должны понести жесткую ответственность. По его словам, после этой трагедии надо навести порядок в сфере транспорта, в частности, обеспечить строгий контроль за состоянием судов.