2011 » 07

"Булгарию" могут поднять уже утром
19 июля 2011 года

Поднимать со дна теплоход "Булгария", затонувший в Куйбышевском водохранилище 10 июля, могут начать рано утром в среду, если позволят погодные условия. На вечер вторника было выполнено уже 50% работ в рамках операции по подъему судна. Уже известно, что операция обойдется федеральному бюджету в 150 миллионов рублей. Однако поднимать теплоход необходимо, чтобы установить причины трагедии, унесшей, по последним официальным данным, жизни 114 человек из 208 находившихся на борту. Кроме того, в необследованных водолазами помещениях "Булгарии" могут оставаться тела погибших. Ранее сообщали, что неизвестна судьба 15 человек, однако во вторник стало известно, что шестеро из числившихся пропавшими без вести живы.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в трех километрах от берега. Кораблекрушение стало крупнейшей за последние годы подобной катастрофой в России.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОГОДЫ

"Булгарию" первоначально планировали поднять со дна еще в понедельник, 18 июля, однако операция затянулось. Так, в воскресенье оборвался один из тросов, с помощью которых планировался подъем. Сложности добавляла и погода: вечером в понедельник бушевала гроза.

Из четырех этапов операции по подъему "Булгарии" два уже выполнены, сообщил вечером во вторник замминистра транспорта РФ, руководитель оперативного штаба по подъему судна Виктор Олерский. По его словам, если позволят погодные условия, поднимать затонувший теплоход со дна начнут рано утром в среду - в 05.00 мск. Сам подъем займет несколько часов.

Пока прогноз не самый благоприятный - синоптики не исключают сильного ветра.

Операция по подъему судна делится на четыре фазы. По словам Олерского, первая - это заводка по проводникам, вторая - выравнивание судна и заводка "полотенец", третья - подъем судна и четвертая, последняя - транспортировка теплохода в док.

Во вторник стало известно, что правительство России выделило МЧС на подъем "Булгарии" 150 миллионов рублей. Это следует из распоряжения, размещенного в банке федеральных нормативных и распорядительных актов. Согласно документу, эта сумма учитывает проектные работы, а также буксировку судна с места крушения.

Эксперты уверены, что поднимать судно надо. Помимо того, что в занесенных илом помещениях "Булгарии", куда не смогли попасть водолазы, могут оставаться тела погибших, лежащий на дне теплоход может создать проблемы для судоходства.

Осмотр судна необходим и для установления специалистами причин крушения. Побывать на "Булгарии" после постановки ее в сухой док планируют и следователи СК РФ, расследующие несколько уголовных дел, возбужденных после трагедии.

"Осмотр судна планируется проводить с привлечением ведущих специалистов по речному судоходству", - сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

ШЕСТЕРО НАШЛИСЬ

Шесть человек, считавшихся пропавшими без вести, оказались живы, сообщила во вторник начальник отдела пресс-службы МВД по Татарстану Ирина Нижельская. По ее словам, родственники шести пассажиров обратились в республиканское МВД и сообщили, что те нашлись. До сих пор пропавшими без вести при катастрофе "Булгарии" числились 15 человек.

Тела остальных могут находиться в занесенных илом отсеках и трюмах судна, сказал во вторник замначальника поисково-спасательной службы Удмуртии Валерий Старцев, принимавший участие в поисковых работах.

Некоторые части и каюты лежащего на дне водохранилища теплохода сейчас полностью занесены илом, поэтому обследовать их невозможно. Когда судно поднимут на поверхность и откачают ил, оставшиеся тела могут быть обнаружены, предположил Старцев.

ПРОШЕДШИЕ МИМО

Спасшиеся с "Булгарии" рассказывали, что мимо них после крушения теплохода прошли два судна, не остановившись, чтобы поднять людей из воды. Следствие выяснило, что речь идет о сухогрузе "Арбат" и судне "Дунайский 66". В отношении их капитанов возбудили уголовные дела по статье 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров). Наказание за это - до двух лет лишения свободы. Однако не все в этой истории так однозначно. Капитан теплохода "Арабелла", который и взял на борт почти всех из 79 спасшихся с "Булгарии", говорит, что сам попросил капитана одной из барж пройти мимо. По его словам, баржа, разворачиваясь, могла "подавить" находившихся в воде людей.

СК РФ сообщил во вторник, что капитан "Дунайского 66" Александр Егоров доставлен в Казань и допрошен. Ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. То же самое, по словам представителя комитета Маркина, ожидает и капитана "Арбата" Юрия Тучина.

В ЭКИПАЖЕ БЫЛИ НОВИЧКИ

Во вторник стала известна новая немаловажная для следствия и специалистов подробность. Оказалось, что значительную часть экипажа "Булгарии" составляли молодые моряки, для многих из которых этот рейс был первым в жизни.

Учитывая, что техническое состояние теплохода было плачевным - он не проходил капремонта 30 лет, это также могло сыграть определенную роль.

ООО "Аргоречтур" - компания-субарендатор затонувшего теплохода, по предварительным данным, не выделяло средств на ремонт. Гендиректор этой компании Светлана Инякина арестована по делу, возбужденному по статье "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Во вторник Верховный суд Татарстана отказался освободить ее из-под ареста.

По такой же статье подозревается и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Он также арестован.

По данным Генпрокуратуры РФ, чиновники казанского линейного управления внутренних дел (ЛУВД) на транспорте вовремя не пресекли безлицензионную деятельность "Аргоречтура", а сотрудники волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) Ространснадзора, не проверив состояние судна, сочли, что эта компания может перевозить пассажиров.

По данным ведомства, в ходе проверки установлено, что "Аргоречтур" незаконно выполнил в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам.

В то же время МВД по Татарстану призывает не спешить с поиском "крайних". Министерство во вторник опровергло сообщения, что к ответственности планируется привлечь и членов экипажа "Булгарии".

"Видимо, жажда найти как можно больше виновников трагедии заставляет некоторых слышать не то, что есть, а то, что хочется", - процитировали республиканского министра Асгата Сафарова в пресс-службе ведомства.