2011 » 05

Разработчики "системы 112" по-разному оценивают перспективы платформы Ericsson в России
4 мая 2011 года

Разработчики систем для экстренной службы "112" расходятся во мнениях о перспективах внедрения в России платформы фирмы Ericsson - предлагающий конкурирующее решение НТЦ "Протей" находит внедрение зарубежной разработки проблематичным, тогда как Ericsson и ее российские партнеры указывают на большой опыт ее эксплуатации в разных странах, выяснил корреспондент в среду.

Концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных и оперативных служб через единый номер "112" правительство РФ утвердило в августе 2008 года, а в конце декабря 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о введении единого номера вызова оперативных служб - 112, чтобы ускорить реакцию на чрезвычайную ситуацию.

Указ не содержит подробного описания единой службы. Документами были установлены лишь технические требования к системе, а также определено, что финансировать ее внедрение и определять поставщиков и интеграторов должны власти регионов и муниципалитеты.

В настоящее время на деньги муниципалитетов и региональных бюджетов претендуют как минимум две российские разработки "систем 112", которым будет противостоять главный зарубежный конкурент - система платформа CoordСom, созданная шведской компанией Ericsson. Ее адаптацией для российских условий будет заниматься российский разработчик информационных систем ЗАО "Сфера".

Передача технологий Ericsson будет происходить в рамках соглашения между компаниями, подписанного 27 апреля в Швеции во время визита в эту страну премьера РФ Владимира Путина.

НЕ ДОЕДЕТ ДО КАЗАНИ

Российские разработчики полагают, что внедрение Ericsson будет сопряжено с большими затратами и техническими сложностями с адаптацией к российским условиям. "Создание распределенных решений на базе Ericsson крайне затратно, так как идеология Ericsson - принципиально централизованная", - сказал заместитель директора НТЦ "Протей" Владимир Фрейнкман.

"Протей" создал платформу "Система-112", которая, по заявлению компании, является полностью российской разработкой. Это система уже внедрена и работает в опытной зоне в Курске.

По его словам, решение Ericsson не содержит готовых "рецептов" интеграции с внешними системами управления, которые в России могут быть свои в каждом ведомстве и в каждом регионе.

Эксперт телекоммуникационного рынка - гендиректор Telecomdaily Денис Кусков помимо системы "Протея" знает только о еще одной российской разработке в этой сфере, созданной НИИ "Восход".

"Насколько я знаю, с обеими системами не все в порядке, и полноценно внедрить какую-либо из них так и не удалось", - сказал Кусков. Он считает, что главное в разработке Ericsson - это 25-летний опыт внедрений: CoordСom работает примерно в 160 городах 15 стран.

ПОЗИЦИЯ "СФЕРЫ" И ERICSSON

Адаптация готового многофункционального решения всегда эффективней, так как требует значительно меньше ресурсов, чем разработка с нуля, отвечает на упреки гендиректор и один из основателей ЗАО "Сфера" Александр Бодров. "Для любого пользователя более привлекательно иметь программный продукт, который длительное время используется и имеет отработанную систему поддержки и обновлений", - сказал Бодров.

Ericsson также не согласна с мнением, что платформа CoordCom создана только для централизованных проектов.

"Наше решение используется сейчас в Европе и на уровне отдельных регионов или муниципалитетов. Скажем, в испанской Валенсии. Кроме того, CoordCom легко интегрируется в уже работающую в России систему связи", - заявил глава отдела по связям с общественностью региона Северная Европа и Центральная Азия компании Ericsson Сергей Скрипников.

Источник на рынке информационных систем описал CoordCom как "голый каркас", вокруг которого придется наращивать необходимый функционал.

"При этом государство уже заплатило за опытную зону, вложив в нее достаточно существенные средства, - и получило положительный результат", - добавил источник, имея в виду реализацию проекта в Курске, основанного на решении "Протея".

"Система-112", построенная в Курске, единственная в России вышла на государственные испытания и успешно их прошла, отмечает Фрейнкман. Партнерами при создании курской системы были ФГУП НИИ "Восход" и один из крупнейших российских интеграторов - IBS.

Фрейнкман подчеркивает, что разработка "Системы-112" велась на средства самой компании. Общая стоимость проекта в Курске составила 200-300 миллионов рублей, при этом 40 миллионов рублей пришлись на компоненты, купленные у "Протея".

СИГНАЛ ЧИНОВНИКАМ

Сделку Ericsson и "Сферы" и Бодров, и Фрейнкман считают полезной для развития конкуренции на российском рынке. Однако Фрейнкман надеется, что российские власти не будут "продавливать" платформу Ericsson. "Еще хуже, если будут предприняты попытки переделать существующую в России систему реагирования на ЧС под модели, принятые в данном решении", - считает собеседник агентства.

Кусков допускает, что подписание соглашения между Ericsson и "мало кому известной компанией "Сфера", произошедшее при участии премьер-министра, безусловно, может стать "сигналом" для чиновников, которые на местах отвечают за внедрение.

"Вероятно, "Сфере" это обеспечит приток клиентов - до сих пор компания, участвуя в тендерах на поставку систем для экстренных служб, большого успеха не снискала", - добавляет эксперт.

В свою очередь, Скрипников напоминает, что выбор платформы для "систем 112" в России проходит по конкурсу, выиграть который может любая система. Он также заметил, что контракт со "Сферой" не является эксклюзивным, то есть CoordCom может стать основой и для решений других российских компаний.

Как отмечает Кусков, есть проблема сопряжения между системами, если они будут разношерстными - возможно, было бы разумнее внедрять одну систему в более крупных административных единицах, например, на уровне федеральных округов.