2011 » 04

Внедрение ГЛОНАСС не решит транспортных проблем - эксперты
29 апреля 2011 года

Принудительное внедрение ГЛОНАСС-оборудования в коммерческом и муниципальном пассажирском автотранспорте само по себе не способно решить транспортные проблемы мегаполисов, считают эксперты, опрошенные в пятницу.

Министерство транспорта и Министерство экономического развития разработали набор поправок к кодексу об административных правонарушениях, обязывающих коммерческих перевозчиков внедрять ГЛОНАСС-оборудование в своих автопарках, сообщил "Коммерсант". Опрошенные эксперты считают, что при сохранении в неизменном виде существующей инфраструктуры такие меры не смогут улучшить работу общественного транспорта.

Согласно предложенным поправкам, коммерческие транспортные компании будут обязаны внедрить ГЛОНАСС-оборудование в своих автопарках до первого января 2012 года. В противном случае, предусматривается штраф - в размере 2,5 тысячи рублей для водителей и до 30 тысяч рублей для предприятий.

Хотя компании будут вынуждены приобрести ГЛОНАСС-приемники, их использование в ближайшее время представляется нецелесообразным в большинстве случаев, сообщил Станислав Москвичев, первый заместитель начальника управления перевозок компании "Автолайн-транслайт". Кроме того, многие компании уже имеют собственные решения для мониторинга маршрутов на базе GPS, и экономического смысла в переходе на отечественный аналог - ГЛОНАСС - пока нет.

Как считает Москвичев, существует немало проблем с внедрением ГЛОНАСС - в первую очередь, связанных с протоколами шифрования передачи данных. На данный момент протокол не стандартизован, он может различаться в разных регионах и меняться. Все это затрудняет настройку оборудования и приводит к дополнительным затратам.

По словам независимого эксперта Михаила Фадеева, внедрение ГЛОНАСС осложняется также отсутствием каких-либо норм, определяющих использование данной технологии. Законы требуют лишь установки приемников, но не описывают того, что с ними можно делать и какие функции они могут исполнять. По этой причине существующие решения для диспетчерских центров на базе ГЛОНАСС зачастую не интегрированы с внешними источниками данных и не дают информации о пробках и других важных данных.

Как сообщила Светлана Хадонова, директор по маркетингу компании "М2М телематика", занимающейся внедрением ГЛОНАСС-оборудования, в России и СНГ более 150 городов уже получили такие информационные системы для организации диспетчерских центров, однако их функционал и интегрированность с другими источниками данных в большинстве случаев не полны.

ГЛОНАСС ОБОЙДЕТСЯ ДОРОЖЕ

Немаловажным аргументом может служить и более высокая стоимость решений на базе ГЛОНАСС по сравнению с более распространенным GPS-оборудованием, производимым большими тиражами множеством компаний.

По данным "М2М телематика", модуль ГЛОНАСС с необходимым программным обеспечением и дополнительными датчиками (определяющими, например, количество пассажиров в салоне автобуса) стоит около 20 тысяч рублей за каждую машину.

По данным Москвичева, аналогичное решение на базе GPS будет стоить не более 15 тысяч рублей. Если говорить о самых базовых решениях, не включающих ничего кроме приемника, то в случае с ГЛОНАСС стоимость начинается с 15 тысяч рублей, в то время как самый простой GPS-приемник с GSM-модулем для отсылки данных диспетчеру обойдется в 5-6 тысяч рублей.

В "Мосгортрансе" особых проблем с внедрением ГЛОНАСС не усматривают, полагая, что оно позволит эффективней вести учет общественного транспорта.

Как считает Фадеев, владельцы частных автопарков купят самые простые и дешевые ГЛОНАСС-решения для того, чтобы избежать штрафа, однако функциональность таких модулей будет крайне невысока.

В некоторых городах внедрение ГЛОНАСС в конечном счете оплачивается муниципальными властями, отмечает Москвичев. Так, в Казани закупка оборудования для муниципальных и коммерческих транспортных компаний оплачивалась из бюджета. В Москве на бюджетные деньги ГЛОНАСС-оборудование также закупалось, но по словам Москвичева, неизвестно, достанется ли оно коммерческим компаниям или будет установлено только в автобусы, принадлежащие муниципальным организациям.

УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНКА СБЫТА

Как сообщил Иван Нечаев, исполнительный директор компании "Русские навигационные технологии", принудительное внедрение ГЛОНАСС может повлиять на развитие этой технологии как в позитивном, так и в негативном ключе.

С одной стороны, увеличение объема сбыта ГЛОНАСС-оборудования позволит производителям получить средства на разработку более эффективных решений. С другой, принудительный характер внедрения лишает производителей какого-либо стимула развиваться и конкурировать с GPS-техникой, считает Нечаев. По его словам, принуждение также приводит к тому, что в коммерческих автопарках ГЛОНАСС-приемники "просто валяются в бардачке", и предприниматели даже не пытаются найти им применение.

По данным "М2М телематика", в России работает около миллиона единиц пассажирского транспорта. По словам Фадеева, общее количество ГЛОНАСС-приемников на российском рынке в лучшем случае достигает 50-60 тысяч штук. В частности, в автопарке "Автолайна" такие приемники установлены примерно в сотне автобусов из 2,5 тысячи.