Козаков Михаил Михайлович
22 апреля 2011 года
Известный российский актер Михаил Козаков скончался в Тель-Авиве (Израиль) в пятницу, 22 апреля после продолжительной болезни.
Ниже приводится биографическая справка.
Актер, режиссер, сценарист, народный артист России Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) в семье известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова и литературоведа Зои Александровны Никитиной.
В 1952 году Михаил Козаков поступил в Школу-студию МХАТ (курс Массальского), которую окончил в 1956 году. На последнем курсе дебютировал в кино, снявшись в фильме Михаила Ромма "Убийство на улице Данте".
После окончания Школы-студии МХАТ Михаил Козаков был принят в театр имени Маяковского (1956-1959), в котором сыграл роль Гамлета в спектакле, поставленном Николаем Охлопковым.
В 1959 году он покинул театр Маяковского и перешел в "Современник", где проработал более десяти лет (1959-1970), сыграв в 1960-х годах несколько ярких ролей в спектаклях, поставленных Олегом Ефремовым: Камергер в сказке Шварца "Голый король", Сирано де Бержерак в одноименной пьесе Ростана, Кисточкин в комедии Аксенова "Всегда в продаже", Николай I в спектакле "Декабристы". Позже на сцене "Современника" Козаков исполнил еще несколько ролей в постановках Галины Волчек: Адуев-старший в "Обыкновенной истории" Гончарова; Джерри Раин в "Двое на качелях" Ибсена; Актер в пьесе Горького "На дне" и другие.
В 1970 году Михаил Козаков ушел из театра "Современник", а через год после него покинул театр и его основатель - Олег Ефремов.
В 1971 году Козаков вслед за Ефремовым пришел во МХАТ, где сыграл роли лорда Горинга в спектакле "Идеальный муж" Оскара Уайльда, Гусева в пьесе Михаила Рощина "Валентин и Валентина" в постановке Ефремова. Во МХАТе Козаков работал над постановкой пьесы Леонида Зорина "Медная бабушка", однако спектакль закрыли, и в 1972 году Козаков ушел в Театр на Малой Бронной, в котором проработал до 1986 года.
Заметными работами актера в этом театре стали роли в спектаклях режиссера Анатолия Эфроса "Дон-Жуан" Мольера (Дон Жуан), "Женитьба" Гоголя (Кочкарев), "Месяц в деревне" Тургенева (Ракитин). В этом театре Козаков поставил два спектакля: комедию Леонида Зорина "Покровские ворота" и пьесу Юджина О'Нила "Душа поэта".
В 1986 году Козаков ушел из Театра на Малой Бронной в "Ленком", где сыграл роль Полония в спектакле Глеба Панфилова "Гамлет". Позже, в конце 1990-х гг., в том же спектакле он сыграл Призрак отца Гамлета, но уже в постановке немецкого режиссера Петера Штайна.
После удачного дебюта в кино в конце 1950-х годов Михаил Козаков снялся в нескольких картинах: в ленте Григория Рошаля "Восемнадцатый год" (1958, второй фильм кинотрилогии по роману Толстого "Хождение по мукам"), мелодраме Александра Столпера "Трудное счастье" (1958), в картине Ильи Гурина "Золотой эшелон" (1959) и других. Но настоящая популярность к актеру пришла в 1961 году, когда на экраны вышел фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева по одноименному роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Однако в последующие годы Михаил Козаков снимался мало. Самой яркой работой в этот период стала его роль в драме Наума Трахтенберга "Выстрел" (1966), поставленной по мотивам одноименной повести Пушкина из цикла "Повести Белкина".
В 1970-е годы актер сыграл свои самые лучшие и известные кинороли в фильмах "Гойя, или тяжкий путь познания" (1971), "Гроссмейстер" (1972), "Лев Гурыч Синичкин" (1974), "Соломенная шляпка" (1974), "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975), "Иван да Марья" (1975), "Ярослав Домбровский" (1975), "Комедия ошибок" (1978), "Красавец-мужчина" (1978) и др.
В 1975 году Михаил Козаков поставил телеспектакль "Ночь ошибок" по пьесе Голдсмита, а в 1978 году дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм "Безымянная звезда", созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Позже он поставил фильмы "Покровские ворота" (1982), "Если верить Лопотухину..." (1983), "Маскарад" (1984), "Фауст" (1985), "Визит дамы" (1989), "Тень, или Может быть, все обойдется" (1991), "Ужин в четыре руки" (1999), "Джокеръ" (по произведению Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского") (2002), "Медная бабушка" (2004).
В 1980-е годы с участием Козакова выходят такие фильмы, как "20 декабря" (1980), "И с вами снова я..." (1981), "Синдикат-2" (1981), "Товарищ Иннокентий" (1981), "Шестой" (1981), "Демидовы" (1983), "Кукарача" (1983), "Уникум" (1983), "Герой ее романа" (1984), "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся" (1984), "Воительница" (1986), "Храни меня, мой талисман" (1986), "Господин оформитель" (1988).
Он написал сценарии к лентам "Визит дамы" (1989), "Тень, или Может быть, все обойдется" (1991), "Ужин в четыре руки" (1999).
В начале 1990-х годов артист с семьей уехал в Израиль. До 1996 года он работал в Тель-Авивском государственном камерном театре как актер и режиссер (роль Тригорина в чеховской "Чайке" на иврите, постановка и игра в "Любовнике" Гарольда Пинтера и другие), преподавал, организовал русскую труппу, с которой выпустил четыре спектакля, один из которых - "Возможная встреча" Пауля Бартса - был показан в Москве.
В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Он сыграл в фильмах "Дураки умирают по пятницам" (1990), "Футболист" (1990), "Мания Жизели" (1995), "Роковые яйца" (1996).
В 1996 году он вернулся в Россию. В 1997-м создал антрепризу "Арт-Клуб ХХI", которая представила два спектакля "Возможная встреча" и "Невероятный сеанс", позже переименовал ее в "Русскую антрепризу Михаила Козакова". Поставил спектакли "Паола и львы", "Цветок смеющийся", "Играем Стриндберг-блюз". В 1999 году артист совместно с саксофонистом Игорем Бутманом создал спектакль-концерт по стихам Бродского "Концерт для голоса и саксофона".
Кроме того, в Петербургском театре имени Комиссаржевской Козаков поставил спектакль "Чествование" по Слейду.
В 1999 году Михаил Козаков экранизировал два своих спектакля, ранее поставленных в его антрепризе: драму "Ужин в четыре руки" (по спектаклю "Возможная встреча") и телеспектакль "Чествование".
В 2000-х годах он снялся в фильмах "24 часа" (2000), "Лавина" (2001), "Дуэт для голоса и саксофона" (2005), "Чествование" (2005).
С 2003 года Козаков - актер московского Театра имени Моссовета (играл в спектаклях "Венецианский купец" (Шейлок), "Король Лир" (Лир).
Многогранность таланта актера раскрылась и на эстраде, где он читает стихи разных поэтов, от Александра Пушкина до Иосифа Бродского. Он читает поэзию и на радио, и на телеэкране, записывает диски.
Козаков - автор книг "Актерская книга", "Фрагменты", автобиографического сценария "Мне Брамса сыграют...".
Михаил Козаков - народный артист России (1980), лауреат Государственной премии СССР за театральную деятельность (1967), Государственной премии РСФСР (1983) за роль Феликса Дзержинского в ТВ-фильме "20-е декабря".
Награжден Царскосельской художественной премией (1997).
В 2010 году награжден Орденом почета.
В мае 2010 году Козаков вновь вернулся в Израиль и воссоединился со своей бывшей женой, продюсером Анной Ямпольской, а в ноябре 2010 года совершил гастрольный тур по городам Израиля со своей новой программой.
Фильм с его участием "Любовь-морковь 3" вышел на экран в начале марта текущего года и возглавил российский кинопрокат.
Михаил Козаков был женат неоднократно, у него пятеро детей и внуков.