ОБОБЩЕНИЕ - Тотальные проверки на транспорте проходят по всей России
26 января 2011 года
Теракт в Домодедово, уже второй за год на российском транспорте, вскрыл недостатки мер безопасности на транспортных объектах. Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал наказать чиновников, отвечающих за безопасность на транспорте, и поручил разработать систему "тотальной проверки" пассажиров и багажа. Генпрокуратура РФ уже начала масштабные проверки транспорта по всей стране.
Смертники, которых, по предварительным данным, могло быть двое - мужчина и женщина - привели в действие взрывное устройство в международном терминале аэропорта Домодедово 24 января в 16.32. По данным МЧС, при теракте погибли 35 человек, 180 пострадали.
В марте минувшего года крупный теракт произошел в московском метро: в результате двух взрывов на станциях "Лубянка" и "Парк Культуры" погибли 40 человек, еще почти 100 получили ранения и увечья. Мартовская террористическая атака также показала, что безопасность в столичной подземке обеспечивается не на должном уровне, и вскоре столичное ГУВД приняло решение усилить милицейские наряды в метро.
ПО ВСЕЙ РОССИИ
Генпрокурор РФ Юрий Чайка во вторник распорядился начать масштабные проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защите объектов транспорта.
Как сказала официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, в первую очередь прокуроры проверят, каким образом на объектах транспортной инфраструктуры спланированы и реализованы меры по обеспечению безопасности. Она добавила, что в ходе проверок будет также дана "оценка деятельности должностных лиц, отвечающих за безопасность транспортных узлов".
Прокуроры также намерены установить, "проводилась ли в соответствии с требованиями законодательства оценка уязвимости данных объектов и транспортных средств" с точки зрения антитеррора. Проверки продлятся до конца января.
АНАРХИЯ В АЭРОПОРТАХ
Президент России подверг критике Домодедово, заявив, что в системе безопасности аэропорта была анархия. Он отметил, что по данным с места преступления видно, что "заходили (в аэропорт) из любых мест", а "контроль передвижения в лучшем случае был частичный и практически не распространялся на тех, кто встречает пассажиров".
Медведев напомнил, что несколько лет назад в Домодедово были совершены теракты, а в декабре 2010 года произошел транспортный коллапс из-за сбоев в работе этого авиаузла. В августе 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" (погибли 44 человека). Оба самолета вылетели из Домодедово.
Милиционеры незадолго до вылета рейсов задержали террористок, но затем их без проверки отпустили, а сотрудники авиакомпании пропустили женщин на борт самолетов за взятку. После этих терактов вся работа по обеспечению авиационной безопасности была в корне пересмотрена.
"Череда событий на одном и том же объекте заставляет задуматься о критических недостатках в работе аэропорта. Если аэропорт принимает такое количество пассажиров, а это современный и, в целом, хороший аэропорт, - он должен создать все условия досмотра и контроля пассажиров и багажа", - сказал президент.
Замглавы Ространснадзора Владимир Черток вскоре заявил, что полномочия по досмотру людей в аэровокзалах принадлежат МВД РФ, а не службам безопасности аэропортов. По его словам, соответствующее совместное распоряжение министерства транспорта и министерства внутренних дел было подписано 27 августа 2004 года.
В свою очередь официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что в Домодедово не было адекватной системы контроля входящих в комплекс.
Пресс-служба Домодедово со своей стороны заявила, что металлодетекторы для досмотра пассажиров и интроскопы для досмотра багажа на всех входах в аэропорт полностью исправны и функционируют в нормальном режиме.
Президент дал поручение правительству разработать систему "тотальной проверки" пассажиров и багажа на транспорте для обеспечения безопасности. В качестве примера Медведев привел систему безопасности на транспорте в Израиле и США, где, по его словам, проверка и пассажиров, и багажа носит доскональный характер.
Глава государства отметил, что "нам придется ввести существенно более жесткую систему проверки, именно такой тотальной проверки". "Вероятно, она будет более долгой для пассажиров, но это единственный выход", - отметил он.
НЕ ТОЛЬКО ДОМОДЕДОВО
Как выяснилось, определенные проблемы с безопасностью есть не только в Домодедово. Источник в службе безопасности московского аэропорта Внуково сообщил , что и там тоже не все в порядке с обеспечением безопасности пассажиров - по его данным, рамки металлоискателей начали работать в аэровокзале лишь после взрыва в Домодедово.
"В обычные дни эти рамки, через которые проходят при входе в здание аэропорта, выключены, не работают. Но после теракта в Домодедово было принято решение задействовать их", - сказал собеседник агентства.
По его словам, такие рамки могут определить наличие взрывчатки, тем более если устройство начинено металлическими предметами.
В пресс-службе еще одного столичного аэропорта - Шереметьево - заявили, что пункты досмотра на входах аэропорта работают в постоянном режиме с момента их установки и через них проходят все прибывающие в аэропорт.
Эксперты уверены, что сотрудники служб, обеспечивающих безопасность в аэропортах, должны проверять документы и вещи у всех без исключения, кто заходит на территорию транспортного узла. По их словам, при предотвращении правонарушений в аэропортах особую роль нужно отводить техническим средствам, проверка должна осуществляться с помощью рамок и аппаратов для проверки багажа.
Кроме того, у каждого сотрудника, задействованного в обеспечении безопасности, должен быть переносной металлодетектор. Служба безопасности должна отслеживать ситуацию с помощью камер видеонаблюдения, а здание аэропорта необходимо патрулировать, полагают эксперты.
Нарушения этих правил и могли привести к теракту в Домодедово, считают они.
УГРОЗЫ СОХРАНЯЮТСЯ
В связи с последними событиями президент признал, что большинство угроз для безопасности страны сохраняются, и потребовал от ФСБ уделить максимальное внимание антитеррористической защищенности объектов форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке (2012 год), Универсиады в Казани (2013) и Олимпиады в Сочи (2014), а также обеспечить безопасность в ходе предстоящих в стране выборов. Парламентские выборы пройдут в России в декабре 2011 года, президентские - в марте 2012 года.
По словам Медведева, нужно вести "максимально активную работу по профилактике терроризма и экстремизма". "Прежде всего - с молодежью, которая из-за отсутствия жизненного опыта или оказавшись в трудной ситуации очень часто попадает в сети откровенных преступников", - сказал президент.
Премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства во вторник сообщил, что у него есть предложения по дополнительным мерам обеспечения безопасности на транспорте, однако их обсуждение проходило в закрытом для прессы режиме. Премьер также выразил уверенность, что "преступление будет раскрыто, и возмездие будет неизбежно".
Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил во вторник, что палата после теракта в Домодедово внесет изменения в план своей работы. Он предложил провести "правительственный час" 8 февраля и пригласить на пленарное заседание председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, директора ФСБ Александра Бортникова, министра транспорта Игоря Левитина, главу МВД Рашида Нургалиева, Генерального прокурора РФ Юрия Чайку. Кроме того, палата намерена ускорить принятие закона об уровнях террористической опасности.
Поправки в закон "О противодействии терроризму" предусматривают три уровня угрозы: повышенный ("синий"), высокий ("желтый") и критический ("красный"). Похожая система существует во многих странах Запада. Определять порядок установления уровней террористической опасности и содержание мер безопасности будет президент.
Грызлов отметил, что после трагедии в Домодедово депутаты обязаны еще раз проанализировать весь комплекс законодательства в сфере обеспечения безопасности. "Речь идет о выработке предложений по повышению уровня безопасности граждан, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры", - сказал он.
В свою очередь глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев сообщил, что через месяц-полтора комитет подготовит поправки в закон о транспортной безопасности, принятый в 2007 году, а также в ряд других законов в этой области. Он подчеркнул, что в законе необходимо менять многие положения, в частности, нельзя допускать, чтобы мероприятия по транспортной безопасности осуществлялись субъектами транспортной инфраструктуры, как это предусматривается действующим законодательством. Депутат добавил, что также планируется наделить полномочиями в этой сфере только одно ведомство.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
Практически сразу же, как стало понятно, что в Домодедово произошел теракт, власти объявили об усилении мер безопасности на всех транспортных объектах страны. О введении 100-процентного досмотра всех улетающих и их вещей, о дополнительных мерах безопасности на территории станций, мостов, тоннелей, переводе на усиленный вариант несения службы милиции и других беспрецедентных мерах безопасности заявили практически все регионы страны.
Так, губернатор Московской области Борис Громов призвал коллег усилить меры безопасности в зданиях министерств и ведомств региона и призвал проверить безопасность учебных заведений.
А пресс-служба правительства Камчатского края, где пассажирское сообщение с другими территориями страны возможно только воздушным путем, заявила, что особое внимание уделяется проверкам и обеспечению мер безопасности на транспорте и в местах массового пребывания людей.
На Дальнем Востоке, по сообщению управления на транспорте МВД по Дальневосточному федеральному округу, отряды транспортной милиции, дежурящие в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, увеличены на четверть.
Во владивостокском аэропорту в течение нескольких часов после теракта в Москве был введен обязательный досмотр не только для пассажиров, но и для всего персонала. По данным пресс-службы аэропорта, была запрещена парковка машин в 50-метровой зоне безопасности, которая раньше предназначалась для высадки пассажиров, были выставлены дополнительные наряды милиции.
После трагедии в Домодедово о пересмотре системы безопасности в аэропортах заговорили во всем мире. Так, таиландские СМИ со ссылкой на государственную компанию Airports of Thailand (AOT) сообщили об усилении мер безопасности в международном аэропорту Таиланда Суваннапхум, расположенном в 50 километрах от Бангкока.
В международном аэропорту китайской столицы "Шоуду" усилены наряды кинологов и увеличено число служителей правопорядка в штатском, сообщает китайская печать.
Американская газета Washington Post написала во вторник со ссылкой на представителя Управления транспортной безопасности (TSA) США Николаса Кимбэла (Nicolas Kimball), что произошедшее в Домодедово заставляет международное авиасообщество серьезно задуматься, поскольку стало понятно, что зона прилета в аэропортах является менее охраняемой, особенно по сравнению с зоной вылета, где всех людей по нескольку раз заставляют проходить через металлоискатели и тщательным образом проверяют.