2010 » 09

Приход храма в Кадашах ждет возвращения своих колоколов из Большого театра
17 сентября 2010 года

Приход московского храма Воскресения Христова в Кадашах надеется вернуть себе старинные колокола, составляющие в настоящее время звонницу Большого театра, заявил журналистам в пятницу настоятель храма протоирей Александр Салтыков.

Уникальная звонница Большого, не имеющая аналогов ни в одном театре мира, создавалась в 1920-е годы московским звонарем Андреем Кусакиным. Тогда администрация театра пыталась спасти от переплавки колокола ряда храмов Москвы. Так руководству театра удалось получить отдельные колокола церкви Воскресения Христова в Кадашах, а в августе 1932 года - 21 колокол с храмов, расположенных на Немецком рынке, у Курского вокзала и на Лубянской площади. О том, что среди 35 старинных колоколов звонницы есть и кадашевские колокола XVII, XVIII и конца XIX веков, приход храма в Кадашах узнал недавно и написал в сентябре директору театра Анатолию Иксанову письмо с просьбой вернуть колокола законному владельцу.

"Я думаю, что мы встретим понимание со стороны уважаемого директора Большого театра господина Иксанова, и знаменитый колокол, отлитый Константином Слизовым, выдающимся мастером колокольного звона, будет возвращен в наш храм вместе с другими колоколами, которые также оказались по стечению обстоятельств в Большом театре", - сказал настоятель в пятницу на пресс-конференции в .

Он отметил, что приход очень благодарен Большому театру за сохранение колоколов в годы советской власти.

КОЛОКОЛА

Согласно заявлению прихода храма, в театре сохранились два главных колокола - праздничный и полиелейный благовестники. Праздничный колокол был отлит Константином Слизовым в 1787 году. Он является самым большим из сохранившихся произведений этого литейщика.

Председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов сообщил, что только два крупных колокола, найденных в Большом театре, имеют надписи, по которым можно понять, что они принадлежат Кадашевскому храму. Маленькие колокола, по его словам, можно идентифицировать только по звуку.

По словам директора музея "Кадашевская слобода" Лидии Шестаковой, согласно архивным данным, один из больших колоколов, который находится в Большом театре, был отлит по завещанию прихожанина храма, владельца шелковой фабрики Ивана Садовникова.

ИМИТАЦИЯ ЗВОНА

Колокола в Большом театре зачастую используют в качестве музыкальных инструментов, дополняя звучание оркестра. Эксперт лаборатории колокольной акустики Общества церковных звонарей Константин Мишуровский предлагает в театральных постановках имитировать колокольный звон с помощью современного технологического оборудования.

"Если мы говорим о театральных постановках, то, прежде всего, мы должны говорить об эффекте, который производит колокольный звон на зрителя, а не на прохожего, который идет мимо колокольни. В театре мы должны говорить об имитации колокольного звона в той же степени, в которой, например, настоящие восковые свечи могут быть заменены каким-то реквизитом", - уверен Мишуровский.

По его словам, два года назад дирекция Большого театра обратилась к звонарям Московского Кремля с идеей сопроводить звоном колоколов постановку оперы Мусоргского "Борис Годунов". Мишуровский сообщил, что в постановке были использованы не настоящие колокола, а лишь запись колокольного звона в сэмплах.

"Это звон настоящих колоколов, но колокола были записаны на профессиональную звукозаписывающую технику, и затем эти звуки были переведены в сэмплы, а сэмплы настроены таким образом, что пианист находится вместе с оркестром в оркестровой яме и, следуя знакам дирижера, нажимает на соответствующую клавишу сэмплера. Звучит настроенный, гармоничный и мощный колокольный звон, который не мешает ни оркестру, ни хору, ни исполнителям", - пояснил Мишуловский.

Он полагает, что необходимо создать комиссию, на которую нужно возложить задачу поиска путей дальнейшего формирования звона Большого театра.

ЗВОННИЦЫ НЕТ

Председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов считает, что нынешний набор колоколов Большого театра не представляет собой никакого уникального подбора.

"Я могу свидетельствовать, что как таковой звонницы, то есть каменного или деревянного сооружения для подвески колоколов в Большом театре никогда не было, и там ее нет. Колокола висели на рельсах - конструкциях, вделанных в стену, которая располагается за основной сценой", - рассказал Коновалов журналистам.

По его словам, колокола в театре собраны из разных церквей, они вместе раньше не звучали и являются созданиями разных эпох, разных мастеров и разного назначения, а поэтому уникального подбора составлять не могут.

Он также сообщил, что с 2001 и 2002 годов не мог добраться до колоколов, находящихся на реставрации, и не знал, что кадашевские колокола существуют в действительности. По его словам, за десять лет реставрационных работ колокола пришли в "нерабочее" состояние.

"Мы бы очень настаивали на создании комиссии с привлечением специалистов Московского Кремля, академии имени Петра Великого, которая занимается колоколами профессионально, чтобы выяснить, в каком состоянии находятся колокола Большого театра", - заявил Коновалов.

По его словам, нужно создать комиссию, которая бы выяснила, откуда появился хрупкий чугун, который сейчас монтируют.

"Если дорабатывали Константина Михайловича Слизова, то это называется порча памятников искусства. Интересно выяснить, откуда взялся чугун", - добавил он.

ПРЕЦЕДЕНТЫ ЕСТЬ

По словам участников конференции, случай передачи колоколов из Большого театра не является уникальным.

"Мы располагаем целым списком театров, которые безболезненно расстались со своими колоколами. Это МХАТ, старая и новая сцена, музыкальный театр имени Немировича-Данченко, сцена Кремлевского дворца съездов", - сказал Мишуловский.

Как сообщил Коновалов, Казанскому собору на Красной площади колокола были переданы из Большого театра в 1993 году.