2010 » 08

Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году
3 августа 2010 года

15 лет назад - 3 августа 1996 года истребители талибов в Кандагаре перехватили российский "Ил-76". В плен были взяты семеро россиян. Ниже приводится справочная информация.



3 августа 1995 года самолет Ил?76 (бортовой номер RA?76842) казанской авиакомпании "Аэростан" выполнял транспортный рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан). Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова.



На борту были 1304 ящика с патронами калибра 7,62 мм, которые, согласно международным нормам, относились к амуниции и были разрешены к перевозке на самолетах.



Рейс из Тираны был третьим после двух аналогичных рейсов. Получателем являлся министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд (Ahmad Shah Massoud) по прозвищу "Пандшерский лев" - фактически главный враг исламского движения "Талибан". Произошла утечка информации. Разведка "талибов" получила данные о двух рейсах - и приготовилась к третьему.



Во время полета над территорией Афганистана, контролируемой "Талибаном", с земли последовала команда заходить на посадку для осмотра груза. Говорили по?русски. В хвост Ил?76 пристроился истребитель талибов, демонстрируя серьезность намерений. Бортинженер Сергей Бутузов предложил потянуть время, но хитрость не сработала. Из ангара вырулил и приготовился к взлету второй истребитель.



Ил?76 под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки. По одной из версий, злополучный ящик был загружен на борт в последний момент агентами "Талибана" в Тиране.



Всех семерых членов экипажа самолета посадили под домашний арест. "Талибан" обвинил их в поставке оружия войскам "Северного альянса", возглавляемого президентом Афганистана Бурхануддином Раббани (Burhanuddin Rabbani) и министром обороны Ахмадом Шахом Масудом.



Более года (378 дней) члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.



"Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену, это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению" - рассказывал потом командир самолета Владимир Шарпатов.



По словам Шарпатова, Татарстан не бросил их в беде. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев присылал к пленникам своего представителя Тимура Акулова, который пытался уговорить талибов отпустить летчиков. Он привозил им письма и газеты, через него они отправляли письма своим родственникам.



К переговорам с талибами, помимо МИД России и делегации Татарстана, привлекали посредников из ООН и Организации Исламская конференция. Российская сторона привлекала к разрешению сложившейся ситуации президента США Билла Клинтона, вице?президента США Альберта Гора и премьер?министра Пакистана Беназир Бхутто.



Усилия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить их побег.



Экипажу было разрешено раз в месяц проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в аэропорту Кандагара. 16 августа 1996 года экипаж по согласованию с талибами проводил очередное техобслуживание. Воспользовавшись ослаблением бдительности из?за пятницы (выходной у мусульман) и времени молитв, летчики завели самолет и начали поднимать его в воздух. Самолет долго не мог набрать скорость и оторвался от земли буквально с последней плиты взлетной полосы. Трое охранников, которые в этот момент находились на борту, были оперативно обезоружены. Пока самолет набирал высоту, службы аэродрома безуспешно пытались найти пилота единственного истребителя - воспользовавшись выходным, он уехал из города. Пролетев часть пути на предельно низкой высоте ? 50 м (чтобы не засекли локаторы), Ил?76 пересек границу Ирана и приземлился в ОАЭ.



22 августа 1996 года указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, командиру самолета Владимиру Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Этим же указом высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденами Мужества.



В настоящее время грузовой транспортный самолет Ил?76, регистрационный номер RA?76842, участник побега из Кандагара, выполняет гуманитарные миссии под флагом авиакомпании "Авиакон Цитотранс".



В 2009 году в России режиссер Андрей Кавун снял фильм "Кандагар", основанные на этих событиях. В прокат фильм вышел 1 февраля 2010 года.