2010 » 08

Праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия"
10 августа 2010 года

Русская Православная Церковь во вторник, 10 августа (28 июля по старому стилю), отмечает праздник в честь одной из главных своих святынь ? Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также "Одигитрией", что в переводе означает "Путеводительница".

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день праздника возглавит служение Божественной литургии в Новодевичьем женском монастыре столицы.

Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с древнейших времен. По Церковному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Это поясное изображение Богоматери с младенцем?Христом, который восседает на левой ее руке. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток, реже ? книгу.

Предполагается, что из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда ? во Влахернский храм Константинополя.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042?1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло ее название "Одигитрия". Так святыня впервые попала на Русь.

Сын князя Всеволода Владимир Мономах в начале ХII века перенес образ в Смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название "Одигитрия Смоленская".

В XIV веке Смоленск перешел во временное владение Литовских князей. Вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича. В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат.

В 1456 году по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая ? "мера в меру" ? в Новодевичьем монастыре, который был основан в память возвращения Смоленска в состав русских городов. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. Предание гласит, что в 1238 году по гласу, исходившему от иконы, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан хана Батыя и перебил множество врагов.

Считается, что молитвы верующих перед "Одигитрией Смоленской" помогли войскам Василия III вернуть Смоленск России в 1514 году после 110 лет литовского владычества.

Празднование в честь этого чудотворного образа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. С тех пор в честь "Одигитрии Смоленской" ежегодно совершается всероссийское празднество, которое особенной торжественностью отличается в Москве, где в этот день при громадном стечении народа бывает крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь.

До 1941 года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы, построенном в 1667?1679 годах. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было.

В настоящее время в Смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы находится другая чудотворная икона Смоленской Пресвятой Богородицы. В 1602 году с древней чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром, где она стояла до 1727 года. Потом ее перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь, в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обветшавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа. В 1812 году, накануне Бородинской битвы, икону носили по русскому стану, чтобы ободрить и укрепить дух воинов.

Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай?города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец.

Перед оставлением Москвы икона была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск 5 ноября 1812 года, где и установлена вновь в кафедральном соборе. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Празднование в честь Смоленской иконы Богоматери установлено также 7 декабря (24 ноября по старому стилю) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в Смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православного русского люда. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30, среди которых наиболее известны: икона "Одигитрии ? Смоленской" над Днепровскими воротами в Смоленске, "Одигитрия ? Устюжская" из Великого Устюга, икона "Смоленская" в Белгороде, икона "Смоленская" из Троице?Сергиевой Лавры, икона "Смоленская?Седмиозерная" из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.