2010 » 08

АПОЛЛИНЕР Гийом
26 августа 2010 года

130 лет со дня рождения французского поэта Гийома Аполлинера исполняется 26 августа. Ниже приводится биографическая справка.



Французский поэт Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire, настоящее имя - Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Костровицкий) родился 26 августа 1880 года в Риме. Его мать - Анжелика Костровицкая, российская подданная, дочь польского офицера Михаила Аполлинария Костровицкого, бежавшего в Италию после Польского восстания 1863-1864 гг., отец неизвестен.



В 1887 году вместе с матерью и младшим братом Гийом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже Святого Карла. В 1896-1897 годах в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.



В 1899 году семья Костровицких обосновалась в Париже, где будущий поэт устроился служащим банковской конторы. В 1901-1902 годах он работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье. В 1902 году вернулся в Париж, стал редактором финансового издания "Спутник рантье". Занялся журналистской деятельностью, писал небольшие статьи для журналов "Европеец", "Солнце", "Мессидор", "Социальная демократия". В том же году опубликовал несколько стихотворений и рассказов, один из которых - "Ересиарх" - был подписан псевдонимом Гийом Аполлинер. Завязал узы дружбы с поэтами Максом Жакобом и Андре Сальмоном, вместе с ними основал в 1903 году журнал "Эзопово празднество", просуществовавший до 1904 года (вышло восемь номеров).



Аполлинер стал завсегдатаем литературных кафе, познакомился с плеядой признанных мэтров и будущих знаменитостей - Жаном Мореасом, Полем Фором, Альфредом Жарри, Морисом де Вламинком, Андре Дереном, Анри Руссо и многими другими. В 1905 году произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства XX века.



Печатался в журнале "Стихи и проза", издаваемом поэтом?символистом Полем Фором. Ради заработка Аполлинер писал эротические романы, самый известный из которых ? "Одиннадцать тысяч палок", опубликованный в 1907 году.



Выступал с лекциями в Салоне независимых художников о поэтах и поэзии. С 1909 года стал вести рубрику художественной критики в журналах "Непримиримый" и "Французский Меркурий", большой резонанс вызвала его статья "Поэзия символистов".



В мае 1909 года Гийом Аполлинер опубликовал поэму "Песнь несчастного в любви", в декабре - поэтическую прозу "Гниющий чародей", в 1910 году - сборник рассказов "Ересиарх и компания", в марте 1911 года - свой первый стихотворный сборник "Бестиарий, или Кортеж Орфея". Открыл в журнале "Французский Меркурий" раздел "Курьезы", который вел до самой смерти.



7 сентября 1911 года по ложному обвинению Аполлинер был заключен в парижскую тюрьму Санте, 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления.



В 1912 году вместе с друзьями он основал журнал "Парижские вечера" (с 1913 года был его директором), призванный информировать публику о новых тенденциях в поэзии и живописи.



В феврале 1912 года напечатал самое лирическое из своих стихотворений "Мост Мирабо", а в декабре - поэму "Зона", которая выдвинула его на первое место среди современных поэтов.



В июне 1913 года по следам февральской выставки итальянских футуристов Аполлинер написал статью "Футуристическая антитрадиция". В мае 1913 года он выпустил книгу "Художники?кубисты: Размышления об искусстве", где доказывал право каждого художника на творческий поиск. После ее выхода Аполлинер был признан глашатаем и теоретиком кубизма.



Тогда же он издал сборник стихов "Алкоголи" (Alcools), который он писал с 1898 года. Пятьдесят стихотворений сборника не отмечены единой стилевой направленностью, они включали элементы футуризма и демонстрировали тематическую и стилистическую многосторонность автора. Этот сборник, как и "Размышления об искусстве", рассматривались поэтами?модернистами в качестве программных. "Алкоголи" утвердили беспунктуационное письмо, которое Аполлинер впервые использовал в "Зоне".



После начала Первой мировой войны Гийом Аполлинер обратился с просьбой о предоставлении ему французского гражданства и отправке на фронт. 6 декабря 1914 года он был мобилизован и определен в артиллерийский полк в Ниме. Подал прошение о переводе его на передовую, в апреле 1915 года послан в Шампань, служил в пехотных войсках под Реймсом. Находясь в окопах, регулярно посылал во "Французский Меркурий" очерки о ходе военных действий и стихотворения. 10 марта 1916 года Аполлинер получил французское гражданство.



17 марта он был ранен в череп осколком снаряда, в мае перенес операцию трепанации черепа. После демобилизации возвратился в Париж, где погрузился в активную творческую деятельность.



Его первые военные стихи, адресованные "прекрасной даме", в традициях куртуазной лирики были окрашены воинственным презрением к врагу (сборник "Послания к Лу", 1915, изд. 1955).



В 1916 году выпустил сборник рассказов "Убийство поэта", в одном из них смоделировал универсальный образ судьбы поэта, отданного на растерзание толпе.



Аполлинер также пробовал себя в качестве драматурга: в июне 1917 году он осуществил постановку своей пьесы " Сосцы Тирезия" (Les mamelles de Tiresias), которая, посредством ирреальности происходящего, особых декораций, танцев, акробатики и шумов, была призвана показать авторское представление "тотального театра". Эта пьеса, на основании новой эстетической формы, считается началом театра абсурда.



В декабре 1917 года Аполлинер выступил с лекцией "Новое сознание и поэты", ставшей его поэтическим завещанием. В 1917-1918 годах он активно публиковался в журналах, подготовил несколько сценариев для фильмов, написал две пьесы и комедию "Казанова".



В 1918 году появился сборник "Каллиграммы". Аполлинер организовал стихи визуально и, таким образом, впервые создал так называемые "лирические идеограммы", в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино.



Умер Гийом Аполлинер в Париже 9 ноября 1918 года, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер?Лашез.



Вскоре после его смерти вышел том рассказов "Ересиарх и К" ("L'Нeresiarque et Cie", 1920), в которых действительность и выдумка сплетались в новую фантастическую реальность.