Почему невозможно сэкономить на установке электросчетчика
1 июня 2009 года

Почему невозможно сэкономить на установке электросчетчика

Представьте: покупаете вы стиральную машину или телевизор - и вместе с паспортом, где стоит гарантийный штамп, получаете счет на оплату их тестирования. И вас предупреждают, что без предварительной платной проверки эксплуатировать эту технику нельзя. Абсурд, скажете? А вот в ООО "Жилэнергосервис", устанавливающем квартирные электросчетчики, проверка гарантийных приборов - процедура обязательная.

Согласно прейскуранту Жилэнергосервиса установка счетчика обходится в 480 рублей, хотя занимает она у электрика не более 15 минут вместе с оформлением документов. А что там долго делать? Присоединил несколько проводов, поставил пломбу - и готово.

Позвать электрика со стороны, конечно, можно, но, чтобы счетчик опломбировали (без этого его показания недействительны), жилец обязан пригласить сотрудника данной организации. И тут в придачу к пломбе ему навязывают еще одну платную услугу - проверку правильности подсоединения счетчика. В итоге все равно выставляют счет на 430 рублей!

И кто бы ни устанавливал счетчик - свои или чужие электрики, Жилэнергосервис обязательно выдает клиенту счет на "Проверку правильности запрограммированных параметров электросчетчика". Проводится эта проверка прямо в Жилэнергосервисе и стоит 204 рубля. Отказываться от нее бессмысленно: без акта проверки управляющая компания не примет к расчету показания счетчика. На вопрос, почему не примет, диспетчеры Жилэнергосервиса отвечают, что программы в счетчиках часто сбиваются, и они неправильные показания выдают, вот и решено без проверки их не учитывать...

Но в паспортах счетчиков, которыми торгует в соседнем с Жилэнергосервисом помещении "Торговый дом "Энергоучет", написано, что счетчик - товар, соответствующий стандартам и сертифицированный, и что поставляется он с установленным изготовителем программным обеспечением, благодаря которому обеспечивается точный учет электроэнергии. Надежную работу счетчика изготовитель гарантирует в течение 24 месяцев со дня изготовления при условии, что хранился счетчик до дня установки не более 6 месяцев. И счетчик, изготовленный в Москве, у нас даже перепрограммировать не надо, поскольку установленные в нем по умолчанию московское время, расписание, согласно которому действует льготный ночной тариф (для двухтарифного счетчика) - с 23.00 до 7.00, и автоматический переход на зимнее и летнее время точно соответствуют казанским условиям эксплуатации.

Как сказала корреспонденту "ВК" главный специалист отдела защиты прав потребителей республиканского управления Роспотребнадзора Жанна Шишова, с точки зрения законодательства, защищающего права потребителей, если управляющая компания или Энергосбыт не доверяют показаниям такого счетчика, то это их проблема - пускай проверяют правильность его работы за свой счет. А затем, выявив погрешности, пусть сообщат о них жильцу, который, имея на руках кассовый чек на счетчик, вправе бесплатно его обменять в ТД "Энергоучет" или отремонтировать по гарантии.

А на требование оплатить проверку и отказ принять к расчету показания непроверенного счетчика Шишова посоветовала гражданам жаловаться. Для начала, скажем, отправить претензию в Роспотребнадзор. Она пообещала, что в ситуации разберутся, а если таких обращений будет много, Роспотребнадзор выступит в защиту прав широкого круга потребителей. И тогда, мол, незаконные добровольно-принудительные поборы отменят...

Впрочем, даже лишившись этой статьи дохода, Жилэнергосервис не обеднеет. Помните про 480 рублей за установку и опломбирование счетчика и про 430 - за проверку правильности подключения?

- В чем состоит проверка правильности подключения? - поинтересовалась корреспондент "ВК" у электрика Жилэнергосервиса, который установил счетчик в ее квартире за каких-то 10 минут, и заранее представила себе, как тот проверяет состояние проводки, отсутствие нелегальных подключений...

- Я смотрю фазу "ноль", вот здесь клеммы, - сообщил электрик, ткнув отверткой в четыре шурупа на счетчике. - И всё!

- Если такие простые действия жильцы так дорого оплачивают, то у вас, наверное, зарплата большая? - не удержалась я.

- Мы, работяги, 15 процентов от этой суммы получаем. А заказов на установку нынче мало, и конкуренция: управляющие компании сами тоже счетчики начали устанавливать. Прибыльное же дело...
Вечерняя Казань
01 Июл 2009 г.