КАМАЗ организовал вьетнамскую сборку,чтобы успеть на юго-восточный рынок
14 сентября 2004 года

Справка ОАО «КАМАЗ» занимает треть российского рынка грузовых автомобилей. В прошлом году автозавод произвел 24066 грузовых автомобилей, получив чистую прибыль 92 млн руб. Как заявил недавно гендиректор предприятия Сергей Когогин, в этом году чистая прибыль удвоится и составит 200 млн руб. (около $6,89 млн). Объем продаж запланирован на уровне 28 тыс. автомобилей, а выручка компании — 34 млрд руб. (около $1,17 млрд). Основными акционерами ОАО КАМАЗ являются правительство РФ (34,01% акций), правительство РТ (11,6%). Юридическим лицам принадлежит 52,8% акций.

Год назад правительство Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), обеспокоенное массовым ввозом в страну подержанных корейских и китайских грузовиков, приняло постановление о создании в стране автомобильного производства с ежегодным объемом выпуска до 5 тыс штук. Вероятным претендентом на организацию производства вьетнамские власти рассматривали ОАО КАМАЗ. Этому способствовал возросший объем продаж камских грузовиков и длительный опыт их эксплуатации в СРВ, куда первые «КАМАЗы» попали еще в 1979 году. По оценкам Министерства промышленности СРВ, в настоящий момент доля камского автозавода на вьетнамском рынке составляет около 33%. За последние три года в СРВ через дилерскую сеть было продано 3,5 тыс. грузовиков.
В сентябре 2003 года делегация СРВ и представителей VINACOAL впервые приехала в Набережные Челны, а уже в ноябре стороны подписали лицензионное соглашение. Согласно ему камский автозавод обязался передать лицензию и технологическую документацию на сборку самосвалов средней грузоподъемностью «КамАЗ-55111» и «КамАЗ-65115», а VINACOAL – отчислять установленный процент от продаж (его величина не раскрывается). Как сообщили „Ъ“ в руководстве КАМАЗа, планируется, что в этом году на конвейере завода «Камфа» будет выпущено около 300 самосвалов, а в следующем – 1250 единиц.
Как сообщила пресс-секретарь ОАО КАМАЗ Ирина Быстрова, вчера было подписано по просьбе вьетнамской стороны дополнение к лицензионному соглашению на самосвал-двадцатитонник «КАМАЗ–6520» с двигателями «Евро-2». По словам госпожи Быстровой, его производство будет размещено в свободной экономической зоне «Чу-Лай» и освобождено от налогов.
Гендиректор КАМАЗа признает, что хотя рынок Вьетнама невелик — до 5 тыс. грузовиков в год, но «конкуренция страшнейшая». При этом он не исключает создания в будущем совместного предприятия для снижения инвестиционных рисков.
По мнению экспертов, КАМАЗ фактически обменял возможность продаж во Вьетнам своих наиболее популярных грузовиков на роялти от их сборки (80% продаж на вьетнамском рынке приходилось на эти две модели). Впрочем, КАМАЗ оставил за собой право экспортировать машины других модификаций. По оценкам экспертов, «вьетнамский проект» может стать самым крупным по объемам выпуска сборочным производством КАМАЗа за рубежом.
Как объяснил „Ъ“ источник в руководстве ОАО КАМАЗ, для автозавода вьетнамский контракт является удобным форпостом для закрепления на рынках Юго-Восточной Азии. «Если сейчас не начать экспансию, то через год нас опередит Китай», – добавил источник.

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Казань